Бампер и всё, что с ним связано

Что такое бампер и для чего он нужен?

Бампер является важнейшей деталью экстерьера любого автомобиля. Главным ее предназначением является защита кузова от повреждения в незначительных дорожных происшествиях и мелких авариях. Внешне бампер представляет собой поперечный «брус» обтекаемой (на легковых авто) или прямоугольной (на грузовиках и автобусах) формы, изготовленный из металла, пластика, полипропилена и других синтетических композитных материалов. Если автомобиль движется с небольшой скоростью, то бампер играет роль буфера, который поглощает энергию удара при столкновении с каким-либо препятствием, защищая несущие части кузова от серьезной деформации. Помимо этого передний бампер защищает также и компоненты головной оптики автомашины, радиатор и его решетку, а задний бампер помимо оптики отводит угрозу от деталей «оперения».

Современные конфигурации бамперов на большой скорости не смогут защитить водителя и пассажиров от получения травм во время ДТП, но могут снизить степень их серьезности у пешеходов, оказавшихся сбитыми автомобилем. Как вытекает из законов банальной логики, если на разных машинах бамперы установлены на разной высоте, то при их столкновении возможна такая ситуация, что кузова их будут серьезно повреждены, а бамперы останутся целыми и невредимыми. Поэтому в настоящее время в большинстве стран мира действуют стандарты и технические регламенты, касающиеся высоты установки и размеров бамперов на различных видах транспортных средств.

Так, например, в странах ЕС действуют стандарты ЕЭК R42, согласно которым бампера проходят технические испытания. На испытательных стендах по ним стучат специальным маятником, соответствующим массе автомобиля или же имитируют столкновение с барьером, выступающим на 455 мм над уровнем дороги, на скорости 4 км/ч. Проверяют крепость бамперов и ударяя машины в другие неподвижные препятствия, к примеру, кирпичные стены или бетонные блоки. Производят «обстукивание» и по касательной траектории под углом 30 градусов к продольной оси автомобиля, но уже с меньшей скоростью – 2,5 км/ч. Если бампер успешно выдержал все эти испытания, то на автомобиле не должны быть повреждены элементы кузова, системы выпуска (глушитель), оптика, элементы системы охлаждения и др.

Согласно ПДД, действующих в настоящее время в России, каждое транспортное средство должно быть оборудовано, по крайней мере, задним бампером.

История создания бамперов и их эволюция

Бампер является неотъемлемой частью автомобиля с момента его изобретения в конце XIX века, поэтому за столь долгую свою историю претерпел немало изменений. Условно эволюцию бампера можно разделить на пять этапов.

Первый этап включает в себя период времени с начала XX до первой половины 1920-х годов. За это время было выпущено довольно небольшое количество автомобилей, ведь такие крупные концерны как Daimler-Benz, Ford, Opel только начинали свою деятельность. Максимальная скорость, которую развивали все немногочисленные авто на дорогах того времени редко превышала 60 км/ч. Все это способствовало относительному спокойствию на городских улицах и отсутствию серьезных ДТП, поэтому каких-либо крупных разработок по улучшения безопасности авто не производились. Это, естественно, сказалось и на таком элементе как бампер. На некоторых машинах его роль выполнял обычный металлический брусок, чаще же бампер и вовсе отсутствовал, как спереди, так и сзади.

Второй этап начался с 1930 года и длился примерно 20 лет. Первый автомобиль, на которой массово стали устанавливать бамперы, стал Ford Model A 1930-го года. Бамперы на нем благодаря своей конструкции выполняли функции как пассивной, так и активной безопасности. Внешне они представляли собой две массивные стальные балки, в сечении напоминавшие русскую букву «П», к раме автомобиля они крепились при помощи специальных пружинящих кронштейнов. Такие бамперы могли выдержать довольно серьезный удар при столкновении. Чуть позднее, уже в 1940-х годах, на бамперах появились своеобразные «уши», заходящие за бок передней части автомобиля и защищающие эту часть кузова от повреждений. Стали применяться и «фартуки» из горизонтально расположенных между брусом бампера и панелью кузова листов металла для защиты передней части от воды и грязи.

Третий этап приходиться на период между 1950-1965 годами. Его можно назвать торжеством декоративности в истории развития бампера. При разработке очередной модели автомобиля все меньше внимания уделялось защитной функции бамперов, и все приоритетнее становился их внешний вид. В ту эпоху бампер являлся отличительной особенностью фирмы-производителя, отражая ее престиж.

В Европе все же более консервативно подошли к вопросу внешнего дизайна, ограничиваясь покрытием бамперов никелем и хромом или изготовлением этой детали из хромированных пластин. А вот в Северной Америке широкое распространение получили бамперы, интегрированные в кузов автомобиля. На большинстве американских моделей бамперы отличались не только своей массивностью, но и тем, что представляли собой сложную конструкцию, состоящую из защитных элементов, панелей передка, решетки радиатора и даже части передних крыльев. В это же время впервые в бамперы стали встраиваться компоненты оптики («противотуманки», «поворотники»). Типичным представителем того времени является, например, “Mercury” 1956 года.

Четвертый этап развития бамперов приходится на 1965-1981 года. Этот период характеризуется возвратом к истокам. Автомобильный бампер снова стал выполнять, прежде всего, функцию защиты. Появились новые конструкционные решения: энергопоглощающие внутренние вставки, телескопические амортизаторы, специальные рамки, подбрасывающие пешехода на капот при столкновении. Среди типичных представителей этого этапа развития бамперов можно выделить Dodge Charger Super Bee и Oldsmobile Tornado.

Пятый этап, начавшийся в 1980-х годах, продолжается и по сей день. На этом витке своей эволюции бампер превратился в довольно хрупкую деталь из различных материалов: термореактивных пластмасс, полипропилена, термопластов. Преимуществом их является меньший вред, который может быть причинен здоровью пешехода, велосипедиста, скутериста при столкновении с ними. Чтобы убедиться в этом, можно просто выглянуть в окно и посмотреть на любой современный автомобиль.

Защита бампера

Такая трансформация бамперов привела к тому, что теперь они сами стали нуждаться в защите. До недавнего времени атрибутом каждого внедорожника на дорогах России был внушительных размеров металлический силовой элемент, в Германии известный как Front Schutz Bugel, в США – Bull Barв, а в нашей стране получивший название «кенгурин». «Кенгурин», чаще всего изготовленный из прочного металла, не только защищал бампер автомобиля, но и имел специальные проушины для установки лебедки и реечного домкрата, что является довольно ценным преимуществом в условиях бездорожья. Но в 2009 году с принятием нового «Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств» все дополнительные защитные устройства перед передним и задним бамперами были запрещены. Сделано это было все по той же самой причине, что и превращение самих бамперов в пластмассовые «хрустяшки» – с целью уменьшения травматизма пешеходов.

Однако в этом регламенте не запрещено использование силовых элементов, которые не выступают за пределы «родного» бампера. Причем их можно устанавливать как на автомобили с повышенной проходимостью, так и на городские автомобили, так как дорожное покрытие в большинстве населенных пунктов нашей необъятной Родины пока, к сожалению, оставляют желать лучшего. Наиболее распространенным типом такой защиты бампера является прямая короткая труба небольшого диаметра из легкосплавного металла, которая устанавливается непосредственно под нижним краем «юбки». Для заднего бампера используют такую же прямую либо волнообразную трубу, чтобы она не закрывала собой фаркоп. Средняя стоимость такой защиты по России начинается от 10 000 рублей за единицу.

Более экономичные виды защитных средств, которые целесообразно использовать на бюджетных марках автомобилей, представляют собой различные резиновые накладки, которые при несильном столкновении защитят бампер от повреждений. Такая защита пригодится, например, при въезде в обледеневший сугроб или при неудачной парковке. В остальных же случаях стоит использовать защиту из металла.

Как отремонтировать бампер своими руками?

Однако вышеперечисленные способы защиты бампера смогут защитить его от повреждений далеко не во всех случаях, поэтому зачастую ремонта не избежать. Особенно часто страдают самые простые пластиковые бампера, причем зима – самый «травмоопасный» период для них. Но повредив бампер, не стоит спешить в автомастерскую или за покупкой нового, можно попробовать отремонтировать его своими силами.

Меньше всего трудозатрат при ремонте пластикового бампера потребуют царапины. Для их ликвидации необходима тщательная шлифовка проблемных зон, обработка специальным спреем и покраска. При более серьезных повреждениях, например сколах, нужно будет произвести выравнивание с помощью шпатлевочной смеси и жидкого пластика.

Наиболее сложным случаем является расколотый бампер, но и его тоже можно «вылечить». Для «операции» понадобится некоторый инструмент: строительный фен, шлифмашинка, пинцет, паяльник, грубый и мягкий полирующие круги. Для ремонта бампер необходимо снять с автомобиля, после чего его следует тщательно вымыть и высушить. Далее необходимо совместить отколовшиеся элементы и зафиксировать их с помощью обычного скотча с внешней стороны. После чего надо пропаять поврежденную часть с внутренней стороны. Перед началом пайки лучше проверить чувствительность пластика на прогрев с внутренней части бампера. Для укрепления швов следует их армировать строительными скобками. Их стоит подбирать с таким расчетом, чтобы ножки не прокалывали корпус бампера насквозь. Скобки нужно располагать перпендикулярно шву на расстоянии 15-20 мм по всей длине разлома. Чтобы скобки не проржавели их необходимо полностью закрывать расплавом пластмассы. Когда работа будет завершена, с внешней стороны бампер должен приобрести изначальную форму.

После этого шлифовальным кругом Р240 следует выровнять все задиры и снять старое лакокрасочное покрытие на поврежденном месте. Далее процедура с паяльником повторяется и с наружной стороны, но уже бес использования металлических скобок. Для удаления получившихся задиров и каверн нужно повторить шлифовку. Финишным этапом работ по восстановлению бампера будет нанесение грунтовочного слоя и покраска бампера. При выборе эмали необходимо убедиться в совпадении ее цветовой гаммы со старой краской на бампере.

Для ремонта полипропиленовых бамперов вышесказанный метод тоже подходит, но усилить эффект можно с использованием строительного подвеса для крепления направляющих. Он потребуется для стягивания отломанных элементов бампера винтами. Стягивание необходимо производить до пайки. Делая отверстия под винты, следует держать сверло ближе к наружному краю отверстия пластины, чтобы при закручивании элементы плотно стянулись.

Средняя стоимость ремонта бампера в авторемонтной мастерской

Конечно, на словах все выглядит довольно легко и просто, но на практике может оказаться немного сложнее. Поэтому иногда все же приходится обращаться за ремонтом бампера к специалистам. Сегодня эта услуга является очень востребованной в большинстве автомастерских.

Стоимость ремонта, естественно, зависит от характера повреждения и марки автомобиля (точнее, от материала изготовления бампера и характера покраски, но «наценку за престижность» автомобиля никто не отменял). Наименьшую стоимость имеет ремонт ушка бампера, за которое он крепится. В большинстве сервисов Москвы за это возьмут 300-500 рублей.

Ремонт неокрашенных бамперов будет дешевле, чем окрашенных, так как для них необходимо производить подбор лакокрасочного покрытия и другие малярные работы. От материала изготовления зависит, будет применять сварка или склеивание бампера, первый вариант обойдется дешевле.

Подводя итоги, можно сказать, что ремонт обычного полимерного или пластикового бампера (ВАЗ 2109-2114, «Приора», «Гранта») в зависимости от степени и характера повреждения будет стоить 300 – 3 000 рублей без окрашивания. За локальную покраску угла бампера (без ремонта) придется расстаться уже с 3 000-6 000 рублями, а за ту же процедуру, но на центральную часть, нужно готовить 2 000- 5 000 рублей. По России же средняя стоимость услуги ремонта вместе с покраской и учетом материала составляет 5 500 рублей. Максимальная стоимость ремонта бампера, в принципе, ничем не ограничена, но в таком случае уже стоит задуматься о приобретении новой детали.

Средняя цена нового бампера

Стоимость нового бампера зависит не только от модели автомобиля, но и страны-изготовителя детали. В среднем, ситуация сегодня на рынке автозапчастей России такова:

  • новый оригинальный бампер на бюджетный автомобиль (все модели ВАЗ, Renault Logan, Chevrolet Cruze, Kia Rio) будет стоить в пределах 6 000 — 10 000 рублей + стоимость покраски и установки = 11 000 – 18 000 рублей;
  • новый бампер, изготовленный в Китае, обойдется в 3 000 – 5 000 рублей + стоимость покраски и установки = 8 000 -13 000 рублей.

Разброс цен достаточно большой, но это неудивительно, так как марок и моделей автомобилей много, а производителей неоригинальных запчастей к ним еще больше.

Цены же на оригинальные бамперы для иномарок бизнес-класса (Toyota Camry, Audi A6) начинаются от 15 000 рублей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *