Двухконтурная система охлаждения в автомобиле

Принцип работы двухконтурной системы охлаждения

На некоторых двигателях используется двухконтурная система охлаждения (сокращённо в этой статье мы называем её ДСО).

Она устроена таким образом, что один контур отвечает за охлаждение двигателя, а второй охлаждает наддувочный воздух. Эти контуры не зависят друг от друга, что позволяет поддерживать в них разные температуры. Разница показателй может достигать 100 С. Смешиванию двух потоков охлаждающей жидкости препятствуют дроссель и обратные клапаны.

В обычной системе охлаждения температура не поднимается выше 105 C. В двухконтурной системе показатели температуры головки блока цилиндров не превышают 87 C, а в самом блоке температура не больше 105 C. Подобный эффект достигается путем одновременного применения двух термостатов, что по сути и представляет собой двухконтурную систему.

В связи с тем, что в головке блока цилиндров рекомендуемая температура ниже, в данном контуре циркулирует две трети общего объема охлаждающей жидкости. Оставшаяся треть перемещается по второму контуру.

Для того, чтобы гарантировать необходимое охлаждение головки блока цилиндров, жидкость в ней циркулирует к впускному коллектору от выпускного, что соответствует схеме поперечного охлаждения.

Составные части системы

Охлаждение в двухконтурной системе производится очень интенсивно, в связи с этим возникает высокое давление жидкости. Для преодоления возникающего давления используется термостат. Чтобы облегчить рабочий процесс в систему устанавливается один термостат с возможностью двухступенчатого регулирования, тарелка которого состоит из малой и большой тарелок. При работе сначала открывается малая, а затем большая. За управление системой охлаждения отвечает блок управления двигателем.

Во время запуска двигателя термостаты закрыты, что способствует быстрому прогреву. При этом охлаждающая жидкость перемещается по малому кругу, пока не достигнет температуры 87 C. Малый круг включает в себя насос, теплообменник, масляный радиатор и расширительный бачок.

Когда температура достигает необходимых показателей, открывается один из термостатов и циркуляция охлаждающей жидкости производится по большому кругу, который включает в себя все элементы малого и дополнительный радиатор. Этот процесс повторяется до тех пор, пока температура жидкости не дойдет до 105 C. Затем откроется второй термостат и в нем начнется циркуляция жидкости. Стоит отметить, что в первом контуре температура в любом случае не превышает 87 C.

Система, отвечающая за охлаждение наддувочного воздуха, состоит из радиатора, охладителя и насоса, соединенных трубопроводом. Также в составе системы присутствуют подшипники турбокомпрессора.

Процесс циркуляции жидкости производится при помощи независимого насоса, включающегося при получении сигнала от управляющего блока двигателя. При этом проходящая через радиатор жидкость компенсирует тепло наддувочного воздуха и охлаждается, проходя через радиатор.

Диагностика, устранение возможных неисправностей ДСО

Состояние охлаждающей системы определяется параметрами теплового режима, температура жидкости в норме не превышает 90 C.

Замена охлаждающей жидкости проводится раз в один или два года в связи с утратой антифризом рада важных свойств после длительной эксплуатации. Следует периодически проверять уровень жидкости в бачке, он всегда должен быть минимум на несколько сантиметров выше минимальной отметки. Проверка производится при выключенном двигателе. Если жидкости недостаточно, необходимо добавить её в бачок. При отсутствии тосола допускается добавление небольшого количества воды.

При резком понижении уровня жидкости за небольшой промежуток времени надо проверить герметичность охлаждающей системы. Для этого следует провести внешний осмотр при работающем двигателе. Обычно подтеки появляются в местах, где соединены резиновые шланги.

Помимо количества охлаждающей жидкости, учитывается также и ее плотность. Этот параметр очень важен в холодное время года. Чем выше плотность, тем ниже температура, при которой начинается кристаллизация жидкости. Если это произойдет, то элементы охлаждающей системы могут выйти из строя. Для проверки плотности нужны денсиметр и стеклянный цилиндр. Если плотность не соответствует нормативным показателям, то необходимую концентрацию можно получить, долив концентрированный антифриз. При переливании жидкости стоит соблюдать все меры безопасности, антифриз очень токсичен.

При дисфункции двигателя герметичность системы определяется реакцией на подачу сжатого воздуха. Подача происходит до того момента, пока показания манометра не дойдут до 100 кПа. Если давление будет стремительно снижаться, то в системе имеется течь.

Работа водяного насоса определяется издаваемым шумом и биением вала. Состояние термостата можно идентифицировать по температуре, при которой начинает открываться основной клапан.

Ремонт или полная замена двухконтурной системы охлаждения своими руками и в автосалонах

Стоимость ремонта или полной замены двухконтурной системы охлаждения зависит от стоимости деталей и работы специалиста. При замене своими руками стоит учитывать, что система охлаждения весьма непросто устроена и с заменой некоторых комплектующих без должной степени подготовки могут возникнуть трудности.

Если говорить о ценах, то они зависят от того, какая часть системы подлежит обслуживанию. Например, замена жидкости может обойтись от 500 рублей, если при этом произвести промывку, то стоимость увеличится в полтора-два раза.

Замена радиатора может стоить от одной до нескольких тысяч рублей, замена насоса – в среднем в полтора раза больше. Поставить расширительный бачок или крышку радиатора можно достаточно дешево, обычно за несколько сотен рублей. Наконец, замена патрубков или термостата чаще всего стоит от 500 до 1000 р.

Важно учитывать также и региональность – в зависимости от вашего региона стоимость как самой системы охлаждения, так и её ремонта или установки, будет отличаться.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *