Насос охлаждающей жидкости

Насос системы охлаждения двигателя является очень важным элементом любого современного автомобиля.

Для чего нужен этот насос?

Насос охлаждающей жидкости – это механизм, предназначенный для обеспечения принудительной циркуляции в системе охлаждения двигателя. Такая помпа обычно располагается на минимальном расстоянии от передней части блока цилиндров и его головки, отвечая за приведение в движение жидкости, которая отводит тепло от блока цилиндров двигателя, предотвращая тем самым его перегрев.

Принцип работы насоса в системе охлаждения

Несмотря на большую важность функции охлаждения мотора, принцип работы помпы довольно прост. Чтобы его понять, необходимо уяснить один момент: модели насосов хоть и различаются в зависимости от марки автомобилей, на которых они установлены, однако их всех объединяет наличие трех обязательных конструктивных элемента. Это:

  • литой корпус, который чаще всего выполнен из магниевого сплава;
  • стальной вал с насаженной на него крыльчаткой из алюминиевого сплава или полимерных материалов;
  • сальник, обеспечивающий герметичность камеры насоса.

Сам вал имеет подшипник, который исключает появление вибраций на больших оборотах. Крыльчатку насоса еще иногда по-другому называют рабочим колесом. Когда с помощью вала оно приводится в движение, у входного отверстия насоса образуется разряженное пространство, благодаря которому на центральную часть крыльчатки производится подача охлаждающей жидкости. Далее, под воздействием центробежной силы она разбрасывается по стенкам камеры, набирая при этом довольно высокую скорость. За счет этого осуществляется выход жидкости под некоторым давлением и ее поступление в водяную «рубашку» мотора (систему полостей в стенках головки блока цилиндров и в самом блоке).

На многих авто в системе охлаждения применяются сразу два насоса. Дополнительная помпа требуется для обеспечения циркуляции охлаждающей жидкости во втором контуре (на двигателях с турбиной), а также для охлаждения выхлопных газов и воздушной смеси в турбокомпрессоре.

Типы насосов охлаждающей жидкости

На современных авто используются только центробежные лопастные насосы, которые представляют собой оптимальные механизмы для прокачки жидкостей с малой вязкостью и плотностью. Различаются они только по типу привода, который приводит в движение стальной вал с крыльчаткой.

Виды приводов:

  • От коленчатого вала. Передача усилия в этом случае осуществляется с помощью клиноременной передачи. Обычно она одновременно приводит в движение и вентилятор радиатора, и ротор генератора, а крепление ремня производится непосредственно к шкиву в передней части коленвала.
  • От ремня ГРМ. Передача усилия происходит через зубчатый ремень.
  • От собственного электрического моторчика. Обычно данный тип привода применяется на дополнительных насосах.

Жидкость для охлаждения – как правильно выбрать?

Сегодня на рынке представлено огромное число охлаждающих жидкостей различных марок. Все они различаются по количеству и качеству присадок и добавок, но с точки зрения основных компонентов состава существует всего 3 класса жидкостей для охлаждения двигателя:

  • G11. Для их изготовления применяется этиленгликоль, а упаковки помечаются маркировкой зеленого цвета.
  • G12. Жидкости на основе все того же этиленгликоля, но со значительным содержанием карбоксилатных соединений. Этому классу соответствует маркировка красного цвета. Являются оптимальным вариантом для высокооборотных двигателей, а также моторов, которые подвергаются регулярному воздействию высоких температур.
  • G13. Жидкости этого класса изготавливаются на основе полипропиленгликоля и являются наиболее экологичными, безопасными для здоровья человека, но при этом и самыми дорогими. Помечаются маркировкой оранжевого либо желтого цвета.

При покупке жидкости для охлаждения нужно обратить внимание на этикетку и сертификаты, которые должны в обязательном порядке прилагаться к продукции. Их отсутствие у продавца должно насторожить, и в этом случае лучше отказаться от покупки антифриза. Ведь некачественная охлаждающая жидкость не только может привести к поломке двигателя, но и серьезным проблемам со здоровьем, что намного страшнее.

Различия между Антифризом и Тосолом

Большинство автолюбителей разделяют охлаждающие жидкости на 2 группы: антифриз и тосол. Однако это заблуждение, таким же образом можно сравнивать сельдь с рыбой или картофель с овощем. Ведь «тосол», ставшее уже нарицательным словом, обозначает жидкость для охлаждения, состоящую из специально подготовленной воды и этиленгликоля (т. е. относящуюся к классу G11), а была она изобретена еще в 70-х годах прошлого века советскими учеными для работы в условиях Крайнего Севера.

В то время это слово являлось торговой маркой и писалось вот так: ТОСОЛ. Первые три буквы в этом сочетании обозначают технологию органического синтеза, а окончание «-ол» — отношение к классу спиртосодержащих жидкостей, так как этиленгликоль – это не что иное, как представитель двухатомных спиртов. Таким образом, все охлаждающие жидкости правомерно называть антифризом, а никак не тосолом!

Если на этикетке и в сертификате есть отметка о соответствии ГОСТ 28084-89, то такую жидкость можно смело приобретать. Однако в последнее время многие производители антифриза добавляют в свою продукцию множество присадок для уменьшения себестоимости и повышения качества. Такая жидкость на этикетке будет иметь пометку только о соответствии ТУ, в которых она изготавливалась. Это не значит, что данный антифриз некачественный, просто перед его покупкой стоит убедиться в его безопасности, например, изучив отзывы других автолюбителей на онлайн-форумах.

Диагностика неисправностей насоса охлаждающей жидкости

Как показывает практика, многих поломок двигателя можно избежать или хотя бы отсрочить их появление, если вовремя диагностировать неисправности насоса охлаждающей жидкости. Это вполне по силам даже совсем неопытному автолюбителю.

Самыми распространенными неполадками в работе охлаждающей помпы выступают:

  • износ приводного ремня;
  • повреждения крыльчатки;
  • износ подшипников;
  • разгерметизация рабочей полости.

Наиболее явным признаком, сигнализирующим о неисправности помпы, является перегрев двигателя. Причиной его могут быть все вышеназванные неполадки, кроме износа подшипников. А вот повышенный уровень шума как раз может быть его следствием. Также это может быть сигналом неправильной установки крыльчатки. Выявить же разгерметизацию поможет ежедневный визуальный осмотр корпуса помпы на предмет наличия протечек, что не займет много времени. Осмотр же ремня стоит осуществлять каждые 7-10 дней.

Средняя стоимость ремонта насоса в автомастерских

Конечная стоимость ремонта насоса охлаждающей жидкости напрямую зависит от марки авто, а также местоположения автосервиса. Средние же цены на услуги по замене и ремонту помпы охлаждения на некоторых наиболее распространенных в СНГ марках авто на сегодняшний день таковы:

  • ВАЗ 2101–07/«Нива» – от 1 000 р.;
  • ВАЗ 2108/2109/21099 – от 2 000 р.;
  • ВАЗ 2110/2111/2112 – от 2 500 р.;
  • Автомобили иностранного производства – от 2 000 р.

Также довольно востребованной у автовладельцев услугой является замена охлаждающей жидкости. Ее стоимость обычно не зависит от марки машины, минимальная же сумма, которую необходимо иметь в наличии при посещении СТО, равняется 700 российским рублям.

Все цены указаны без учета стоимости заменяемых деталей и расходных материалов.

Средняя цена на насос охлаждающей жидкости

Средняя розничная стоимость новых помп охлаждающей жидкости в перерасчете на российскую валюту на ряд популярных марок грузовых и легковых авто составляет:

  • ВАЗ 2101–2115 – от 800 р.;
  • LADA Priora/Kalina/Granta – от 950 р.;
  • LADA Largus/Niva Chevrolet – от 1 000 р.;
  • ГАЗ 3302/2217/3221/3102/3110/31105 – от 1 500 р.;
  • ГАЗ 53/66/3307 – от 2 000 р.;
  • УАЗ 3303/3909/Patriot/Hunter – от 1 400 р.;
  • ГАЗ 33025/33027/ Business – от 1750 р.;
  • ПАЗ 4230/4234/3205/3206 – от 2 000 р.;
  • ZAZ-Daewoo Sens/Tavria/Slavuta – от 1 100 р.;
  • KAMAZ 5315/5320/53212/5411/555112/55102/55111– от 5 500 р.;
  • MAZ 4370/4371 – от 2 100 руб.;
  • ЗИЛ 130/131/ 4331/4333/4421/4945 – от 5 000 р.;
  • VOLKSWAGEN Golf III, IV/Polo/Bora/Passat – от 2 000 р.;
  • HYUNDAI Accent/Solaris/Getz/Elantra/Avante XD – от 1 550 р.;
  • HYUNDAI Matrix/Santa Fe/Tucson – от 1 700 р.;
  • OPEL Astra J/Insignia/Astra G/Zafira A/Astra H – от 1 500 р.;
  • KIA Rio/Cerato/Cerato/Carens/Magentis I/CEE’D – от 1 500 р.;
  • KIA Sportage – от 1 700 р.;
  • SCODA Octavia/Octavia Tour/Octavia II/Rapid/Roomster/Yeti – от 1 600 р.;
  • FORD Focus II,III/Fiesta/Fusion/C-Max – от 1 850 р.;
  • RENAULT Logan/Kangoo/Clio II/Clio Symbol/Megane II – от 1 450 р.;
  • TOYOTA Corolla/Avensis/Carina E/Yaris – от 1 500 р.;
  • HONDA Accord – от 2 400 р.;
  • SUBARU Impreza /Legacy/Forester 2.0, 2.5 – от 1 850 р.;
  • MITSUBISHI Colt/Lancer/Galant 1.6, 1.8 – от 1 350 р.;
  • MITSUBISHI Pajero II, IV – от 2 900 р.;
  • NISSAN Micra/Note/Tiida – от 1 550 р.;
  • NISSAN X-Trail/Primera 2.0, 2.5 – от 2 750 р.;
  • MERCEDES BENZ W202/210 – от 6 000 р.;
  • MERCEDES BENZ W124/W201 – от 1 900 р.;
  • MERCEDES BENZ W115/W123/W460 — от 1 650 р.;
  • AUDI 80/90/100 – от 1 800 р.;
  • AUDI A4/A6/A8 – от 2 200 р.;
  • BMWE 23/E24/E32/E34 – от 1 700 р.;

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *