Моновпрыск или система центрального впрыска

Последние десятилетия прошлого века ознаменованы огромнейшим количеством нововведений и изобретений в сфере автомобилестроения. Причем некоторые из придуманных в те времена технологий успешно применяются и по сей день.

Яркий тому пример – система впрыска. Механизм, появившийся в 80-х, массово применяется на автомобилях с бензиновым двигателем всех категорий и всех видов (такой вариант, кстати, еще именуется инжекционным).

По сути своей моновпрыск является усовершенствованным и имеющим ряд электронных датчиков и блок управления карбюратором. Его задача – облегчение и улучшение работы автомобиля (а в частности – двигателя).

Что это такое система моновпрыска, и каков принцип ее работы?

Если вкратце: механизм осуществляет принудительную подачу (впрыск) топлива в цилиндр.

Сразу следует отметить, что в современных автомобилях используется два типа таких систем:

  1. Моновпрыск – собственно, основная тема нашего рассказа. Отличается тем, что для впрыска работает 1 форсунка, которая «обслуживает» все цилиндры.
  2. Многоточечный впрыск. Его мы рассматривать отдельно сейчас не будем, отметим лишь отличие: в такой системе каждый цилиндр «обслуживается» отдельной форсункой.

Теперь будем разбираться подробнее.

Система представляет собой механизм (не слишком сложный и крупный, кстати), который располагается на том же месте, где стоял карбюратор (на впускном коллекторе перед цилиндром). Ее задачей является подача топлива в нужном количестве.

Для того, чтобы точно «знать», когда именно следует производить впрыск и в каком количестве, современные системы оборудуются огромнейшим количеством датчиков и контролеров, снимающих показания и параметры работы автомобиля (температуру охлаждающей жидкости, расход воздуха, частоту вращения коленвала, напряжение в сети автомобиля и так далее).

В нужный момент (определяется электроникой, как уже говорилось выше) система подает струю топлива в небольшое серповидное отверстие. Располагается оно между корпусом и дроссельной заслонкой.

Здесь происходит смесеобразование, осуществляемое из-за разницы давления – это предотвращает оседание топлива на впускном коллекторе. Сама форсунка работает на избыточном давлении (в 1 бар). Сам момент впрыска синхронизируется с импульсом зажигания.

Схема системы моновпрыска – описание ключевых моментов

В принципе, схема системы вкратце уже описана выше. В процессе чтения этого достаточно – для более детального изучения вопроса лучше использовать наглядный пример.

Однако мы все же рассмотрим схему работы этой системы, рассмотрев ключевые моменты.

Конструкция включает в себя следующие детали:

  1. Центральная форсунка. Именно она и производит впрыск.
  2. Дроссельная заслонка. Обеспечивает нужное количество воздуха для образования смеси.
  3. Сервопривод. Задача детали – следить за стабильностью холостого хода посредством принудительного открытия дроссельной заслонки.
  4. Датчики входа. Применяются для забора данных о работе всех компонентов двигателя.
  5. Управляющий блок (электронный, естественно). Производит управление системой. Состоит из процессора и блока памяти (содержащего данные о режиме работы при различном количестве оборотов).
  6. Регулятор давления. Обеспечивает поддержку нужного давления (0.1 МПа) и предотвращает появление воздушных «пробок».

Теперь – о схеме работы системы.

Управляющий блок, получающий данные со всех датчиков, сравнивает их с данными, заложенными в память производителем. Рассчитывая разницу, получается результат: требуемое количество топлива и воздуха, которое нужно для создания топливной смеси, которая должна использоваться при текущем режиме работы.

Вычисленные данные используются для расчета момента и длительности открытия форсунки и угла открытия дроссельной заслонки.


После всех расчетов команда от блока управления поступает непосредственно к «исполнителю»: форсунке, которая и открывается на уже определенное время, впрыскивая топливо.

Форсунка в моновпрыске

Являет собой маленький магнитный клапан, открывающийся по импульсу, поступающему от управляющего блока. Состоит клапан из катушки, возвратной пружины, сопла и запорного клапана.

Именно форсунка является основным отличием системы моновпрыска от системы точечного впрыска. Как легко можно понять по названию и как уже неоднократно говорилось выше – в описываемой системе она используется всего одна, тогда как в точечной – столько же, сколько имеется цилиндров.

Настройка системы моновпрыска

Сразу следует сказать, что самостоятельно изменять настройки системы настоятельно не рекомендуется! Производитель устанавливает оптимальный режим работы, и Ваше вмешательство может только усугубить ситуацию. Не каждый работник автосервиса возьмется за столь тонкую и ответственную работу.

Более того – моновпрыск практически никак не регулируется. Да и чему там настраиваться – работу осуществляет всего одна форсунка, и если наблюдаются какие-либо неполадки (о них – дальше) – нужно ехать в СТО и/или менять саму систему.

Кстати, отдельно следует сказать о том, что регулировка системы моновпрыска не позволит Вам снизить расход топлива (как это нередко считают некоторые): выше уже говорилось о том, что все настроено для оптимального режима, и Вы можете лишь, наоборот, увеличить потребление.

Единственный вариант, который можно попробовать, – это настроить угол опережения зажигания (используя стробоскоп и трамблер). Однако, опять-таки, особого улучшения это не даст, а допустить серьезную ошибку – очень и очень просто.

Для регулировки самой системы моновпрыска применяется специальное оборудование – широкополосная лямбда, логгер с датчиком ускорения, программируемый блок зажигания и ноутбук. У специалистов всё это, конечно, имеется, поэтому именно к ним и стоит обращаться для настройки и регулировки моновпрыска.

Диагностика неисправностей системы

Автомобиль стал потреблять больше топлива? Беспокоит черный выхлоп? Появилась отсечка? Затруднения при пуске двигателя? Перебои при разгоне? Нестабильные обороты и тряска на холостом ходу?

Вот самые явные признаки того, что моновпрыск пришло время менять. Хотя, конечно, проблема может быть и в другом (в свечах, масле, форсунках к примеру), как показывает практика именно управляющий блок системы дает сбои.

Причиной проблем могут быть следующие факторы:

  • естественный износ деталей;
  • технические дефекты (допущенные при производстве);
  • неправильная эксплуатация транспортного средства (к примеру – езда на некачественном бензине, что случается довольно-таки часто, ибо на некоторых заправках его попросту могут разбавлять);
  • повреждение исполнительных элементов (попадание влаги в электронику, механическое повреждение).

Самым эффективным способом выявления проблемы является применение компьютерной диагностики. Для этого к специальному разъему подключается компьютер или специальный сканер, считывающий информацию из памяти управляющего блока.

Полученный код легко расшифровывается с помощью указанных значений, которые устанавливаются для каждой системы и указываются в списке неисправностей.

Ремонт и полная замена моновпрыска – средняя стоимость в России и СНГ

Само собой, если возникла какая-то неполадка из раздела выше – ее следует устранить. Ведь проблемы с моновпрыском существенно ухудшают работу автомобиля, увеличивают расход и могут привести к проблемам с другими системами. А это значит, что устранить неполадку необходимо как можно быстрее.

Единственная вещь, которую можно сделать самостоятельно – это чистка форсунки и сетки топливного насоса. Выполняется процедура следующим образом:

  1. Воздушная магистраль и верхняя часть системы моновпрыска снимаются.
  2. Снимается колпак из пластмассы, прикрывающий саму форсунку.
  3. Снимаются изолирующие резинки.
  4. С помощью любого очистителя для карбюратора форсунка прочищается, причем в процессе прочистки на ее разъемы подается напряжение (12 В). Делается это с целью продувки сеток в момент ее открытия. При этом учитывайте, что ее обмотка просто-напросто сгорит, если форсунка будет оставаться открытой дольше 12-15 секунд.
  5. Устанавливаются на место изолирующие резинки. Наверное, самый ответственный этап: если допустить ошибку, можно легко получить утечку топлива.
  6. Устанавливается на место колпачок форсунки, а затем – верхняя часть системы и воздушная магистраль.

Теперь – о ценах:

  • очистка форсунки (описанная выше) – 600-800 рублей;
  • комплексная диагностика системы – 1000-1300 рублей;
  • замена датчиков расход воздуха, положения дроссельной заслонки, регулятора холостого хода, температуры охлаждающей жидкости – 50-100 рублей;
  • замена датчиков детонации, кислорода – 150-200 рублей;
  • полная замена системы обойдется минимум в 2000-3000 рублей.

Расценки актуальны как для территории России, так и для СНГ (по курсу к рублю). Естественно, они могут изменяться, в зависимости от региона и от Вашего автомобиля.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *