Глушитель и всё с ним связанное в выпускной системе автомобиля

Принцип работы глушителя и его расположение в выпускной системе

Нередко в обиходе под словом «глушитель» подразумевают всю систему выпуска, но на самом деле это не совсем верно. В реальности глушитель представляет собой последний элемент выпускного тракта любого современного автомобиля, через который выхлопные газы попадают в атмосферу. Пожалуй, правильнее называть данное устройство резонатором, так как это больше соответствует его функциональному предназначению, но иногда используются и термины «задний глушитель» или «основной глушитель».

Работа глушителя, как и всего выхлопного тракта в целом, строится на волновом движении газов в протяженных каналах.

Упрощенно это можно описать так: поток отработавшей газовой смеси через каталитический нейтрализатор сначала попадает в приемную трубу заднего глушителя, а потом переходит в полость большего объема. Такой переход из канала меньшего диаметра в трубу с большим сечением (так называемую «банку» или «бочку») образует воронку в газовом потоке (подобно водоворотам в бурной горной реке), которая разворачивает его в обратном направлении, что приводит к столкновению с исходящим потоком из двигателя авто. Тем самым происходит падение интенсивности движения выхлопа в тракте, ведущее к снижению уровня шума.

Помимо описанного способа гашения звуковых волн в современных глушителях в качестве дополнительных методов используются поглощение звуковых волн при помощи специальных материалов и интерференция. Интерференцией называют уменьшение или увеличение результирующей амплитуды нескольких когерентных волн при их взаимном наложении друг на друга.

Глушитель помимо выполнения своей основной задачи может решать и задачу увеличения мощности двигателя, которая достигается за счет увеличения сопротивления потока выхлопа воронке путем установки устройства прямого тока, что приводит к созданию большего остаточного давления в цилиндре в момент закрытия выпускного клапана. Это улучшает процесс всасывания топлива при очередном движении поршня и, соответственно, увеличивает КПД мотора.

Составные части стандартного глушителя

Стандартно глушитель состоит из приемной трубы, через которую он соединяется со средней частью выпускной системы и широкой части металлического корпуса из нержавеющего сплава, в зависимости от типа устройства содержащего различные элементы (звукопоглощающие материалы, металлические решетки-перегородки, трубы меньшего диаметра).

Современные глушители, по сути, состоят из нескольких глушителей (как правило, их число варьируется от двух до пяти) различного типа, которые используют в свой работе тот или иной метод глушения звуковых волн. Обычно в средней части тракта устанавливается резонатор, а в задней – глушитель-отражатель или же комбинированный вариант устройства. Далее более подробно будут рассмотрены некоторые типы глушителей.

Типы глушителей

  1. Глушитель-ограничитель
  2. Наиболее простым с точки зрения конструктивных особенностей является глушитель-ограничитель. Он состоит из входной трубы небольшого диаметра, по которой отработавшие газы попадают в более широкую часть, в результате чего образуется воронка и глушится звук. Стоит заметить, что чем меньше диаметр входной трубы, тем более эффективно будет происходить глушение шума, но в то же время приведет и к серьезным потерям мощности двигателя. В качестве одного-единственного глушителя устройства такого типа уже давно не применяются в автомобилестроении, но как правило, они устанавливаются в средней части выпускного тракта авто и выполняют роль резонатора.

  3. Глушитель-отражатель
  4. В корпусе глушителя-отражателя находится большое количество акустических зеркал. При отражении звуковой волны от зеркала происходит потеря части энергии, а так как такой глушитель состоит из целого лабиринта зеркал, то звук на выходе из него будет достаточно тихим. Если сравнивать с глушителем-ограничителем, то отражатель является более эффективным, но из-за большого количества отражений потока газов возникает довольно серьезное обратное сопротивление, что опять-таки приводит к уменьшению числа лошадиных сил мотора.

  5. Глушитель-резонатор
  6. Глушитель-резонатор работает по принципу использования замкнутых полостей, расположенных вдоль основного трубопровода и соединенных с ним большим количеством отверстий небольшого диаметра. Обычно в корпусе глушителя такого типа заключены две разделенные глухой перегородкой неравных по объему полости. В результате этого каждое отверстие является самостоятельным резонатором, который возбуждает колебание газовых частиц на своей определенной частоте. Эти частоты резко меняют условия своего распространения, что приводит к трению молекул выхлопных газов, проходящих через отверстия, за счет которого происходит эффективное глушение звука. Преимуществом резонатора выступает тот момент, что он не практически не создает для проходящих через него выхлопных газов существенного обратного сопротивления, а значит, его использование в выпускной системе авто не снижает мощность мотора.

  7. Глушитель-поглотитель
  8. Глушитель-поглотитель, как и ограничитель, также состоит из входной трубы и более широкой части («банки»), но при этом их отверстия имеют одинаковый диаметр, и глушение звука происходит за счет специального пористого материала, который располагается в «банке». Обычно в роли такого материала выступает стекловата, обладающая хорошими звукопоглощающими свойствами. Удерживают стекловату от выдува специальные металлические решетки. Данный тип глушителя никак не влияет на работу двигателя, но очень плохо справляется со своим главным предназначением. По сути, он и является тем самым «прямотоком», издающим громкий «рык», который используют при тюнинге машин.

Диагностика и устранение возможных неисправностей

Главными «врагами» заднего глушителя являются различные препятствия на дороге в виде ям, ухабов, «лежачих полицейских» и коррозия. Ржавчина на глушителе появляется не только по причине того, что он подвергается воздействию атмосферных осадков, но и из-за того, что после остановки и выключения двигателя горячие выхлопные газы очень быстро остывают (особенно в холодное время года). Далее происходит засасывание влажного воздуха с улицы, который смешивается с газами, оставшимися в тракте, и образование слабых кислотных соединений, сильно разъедающих металл.

К сожалению, уменьшить воздействие вышеназванных негативных факторов практически невозможно, поэтому ремонт глушителя является довольно востребованной услугой в отечественных автомастерских. Распознать момент, когда необходимо прибегнуть к услугам автослесарей либо самостоятельно заняться ремонтом глушителя, помогут следующие симптомы:

  • появление хорошо различимого «булькания» при выходе выхлопных газов из глушителя. Это свидетельствует о появление сквозных отверстий в «бочке» или входной трубе глушителя в результате коррозии или же сильного механического удара;
  • металлический стук внутри «банки» появляется при отрыве решеток, причиной которого может стать даже не очень сильный удар о препятствие;
  • стук о днище автомобиля свидетельствует об отрыве элементов крепления.

Ремонт и полная замена глушителя своими руками и в автосалонах

Если ржавчина еще не довела глушитель до состояния ветоши, то восстановить его работоспособность представляется вполне возможной задачей. При наличии опыта в электросварном деле ремонт можно произвести и своими силами, так как процесс снятия и установки детали не представляет особой сложности, а заделать сквозные отверстия можно установкой металлической «заплатки». На большинстве автомобилей доступ к глушителю можно получить, сняв заднюю секцию выпускного тракта, для чего достаточно приподнять домкратом заднее колесо с соответствующей стороны. Иногда может возникнуть трудность в откручивании болтов и гаек крепления, а также снятии хомутов, которые в ходе эксплуатации авто сильно «прикипают». Так как эти элементы тоже лучше всего заменить на новые, то их, если это необходимо, можно просто срезать «болгаркой». Перед установкой новых элементов крепления их следует обработать какой-либо технической смазкой (солидолом, литолом).

Если произошел отрыв металлических решеток в «банке», то ее придется заменить на новую. Однако данная поломка не является критичной, поэтому при незначительном повышении уровня шума, исходящего от обломков решетки, с ремонтом можно повременить. А вот откладывать ремонт при наличии сквозных отверстий в корпусе глушителя не стоит, так как это может привести к его разрушению прямо на ходу.

При отсутствии должных навыков, времени или просто желания производить ремонт или замену глушителя своими силами можно обратиться в автосервис. Средняя стоимость работ по замене и ремонту (без учета стоимости самих деталей) в них колеблется от 500 рублей (отечественные модели авто) до 5 000 рублей (иномарки).

Стоимость нового глушителя в России и СНГ

Ниже приведены средние розничные цены на новые глушители (задние секции) на ряд популярных моделей авто в перерасчете на российскую валюту:

  • ВАЗ 2101-2107 – от 1 250 рублей;
  • ВАЗ 2108/2109/21099/ – от 1 650 рублей;
  • ВАЗ 2110/2111/2112 – от 1 550 рублей;
  • LADA Priora/Kalina/Granta – от 1 850 рублей;
  • LADA Largus/Niva Chevrolet – 2 000 рублей;
  • HYUNDAI Accent/Solaris – от 1 750 рублей;
  • FORD Focus II,III/Fiesta/Fusion/C-Max – от 3 500 рублей;
  • TOYOTA Corolla/Avensis – от 2 800 рублей;
  • VOLKSWAGEN Golf III,IV/Polo/Bora/Passat – от 1 450 рублей;
  • KIA Spectra/Sorento/Soul/Sportage/Venga – от 2 300 рублей;
  • RENAULT Logan – от 2 300 рублей;
  • SCODA Octavia/Octavia Tour/Octavia II / – от 2 800 рублей;
  • HONDA Accord – от 3 900 рублей.

Разумеется, цены могут отличаться как в большую, так и в меньшую сторону в зависимости от региона и конкретного магазина.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *