Система смазки в автомобиле

Для чего нужна система смазки, и каков принцип работы?

Система смазки нужна для того, чтобы снизить трение между соприкасающимися элементами двигателя. Также данная система предназначена для его охлаждения, удаления продуктов износа и защиты от коррозии.

В состав смазочной системы входят масляные насос, фильтр и радиатор, соединенные между собой, а также поддон картера двигателя. Последний требуется для хранения масла, уровень которого регулируется с помощью щупа, а также температурных датчиков и датчиков уровня масла в системе.

Чтобы осуществлять поддержание неизменного рабочего давления в смазочной системе присутствует редукционный клапан, иногда сразу несколько. Они располагаются в таких деталях системы, как масляный фильтр и масляный насос.

В большинстве современных двигателей используется комбинированная смазочная система. В такой системе смазка одних деталей производится под давлением, а других – при помощи разбрызгивания или самотёка.

Смазка деталей двигателя происходит циклически. В процессе работы двигателя масло закачивается в систему масляным насосом. Затем оно под давлением перемещается в масляный фильтр, в котором производится очистка от механических примесей. После этого масло по каналам перекачивается к подшипникам коленчатого вала и другим сопутствующим деталям. Также масло попадает на поверхность цилиндра при помощи отверстий в нижней опоре шатуна.

Оставшиеся детали двигателя смазываются посредством разбрызгивания. Вытекающее через места соединений масло распыляется под действием движущих частей механизмов. При этом происходит образование масляного тумана, оседающего на различных частях двигателя и смазывающего их. В конце масло под действием силы тяжести попадает в поддон и цикл начинается заново.

Принцип действия смазочной системы с сухим картером несколько отличается от того, что было описано выше. Такие системы обычно используются на спортивных авто. В их конструкции предусмотрено хранение масла в специальном баке, а закачивается оно туда из картера двигателя при помощи насоса. При этом в картере двигателя не остается масла, отсюда и название «сухой картер». Использование такой конструкции позволяет обеспечить стабильную работу смазочной системы в разных режимах, вне зависимости от уровня масла. Подробнее об этой системе будет рассказано в следующей части статьи.

Система смазки с сухим картером

Итак, смазочная система с сухим картером используется для того, чтобы обеспечить стабильное функционирование системы смазки в различных положениях автомобиля, в том числе при сложных маневрах на предельной скорости и больших наклонах транспортного средства во время езды.

В связи с этими качествами подобные системы чаще всего применяются на спортивных авто, а также на некоторых моделях тракторов и внедорожников. Конструкция системы устроена таким образом, что масло располагается в отдельном баке, а его закачка происходит при помощи отдельного насоса.

К преимуществам подобных смазочных систем можно отнести улучшенное охлаждение масла и небольшое увеличение мощности двигателя. Также использование систем смазки с сухим картером позволяет избегать «масляного голодания».

Стоит помнить, что «сухой картер», как принято по-простому называть такие смазочные системы, в значительной степени усложняет конструкцию и увеличивает массу транспортного средства. В результате повышаются расходы для обслуживания и стоимость автомобиля.

В случае со спортивными автомобилями в смазочных системах с сухим картером имеются масляные насос, термостат, фильтр и два радиатора, а также всасывающий модуль. Во всасывающий модуль стекает масло из двигателя. Масляный насос выполняет ряд функций по перекачиванию масла в системе. Насос состоит из секций и каждой его функции соответствует хотя бы одна из них.

Для того, чтобы обеспечить качественное охлаждение, в смазочных системах с сухим картером помимо жидкостного масляного радиатора может быть установлен воздушный радиатор. Работа дополнительного радиатора регулируется масляным термостатом. В этом случае при холодном двигателе масло направляется в бак, а когда двигатель нагрет до предельной температуры, масло пропускается через второй радиатор.

В состав конструкции также входит масляный бак, обеспечивающий гашение колебаний и уменьшающий образование пены. В масляном баке располагаются вентиляционная система картера и датчики температуры и давления.

Элементы системы смазки двигателя:

  • Датчики масла в системе
  • В системе смазки двигателя контроль давления масла осуществляется при помощи специального датчика, который располагается в масляной магистрали. От датчика передается электрический сигнал к находящейся на приборной панели лампе.

    Помимо этого, на многих транспортных средствах устанавливается датчик давления масла. Такие датчики обычно подключены к системе управления двигателем и при резком снижении масляного давления подают ей сигнал для отключения двигателя.

    На современных автомобилях чаще всего имеются датчики уровня масла и температурные датчики.

  • Масляный насос
  • Масляный насос создает давление в смазочной системе, что позволяет осуществлять смазку подвижных деталей, входящих в состав двигателя. В случае с системами с сухим картером масляный насос также осуществляет перекачку масла из картера в бак.

    Масляные насосы можно разделить на регулируемые и нерегулируемые в соответствии с видом управления. Нерегулируемые обеспечивают неизменное давление в смазочной системе при помощи клапана редукции, а регулируемые поддерживают давление посредством регулировки производительности насоса. Также масляные насосы делятся по конструкции на роторные и шестеренные.

  • Масляный фильтр
  • Масляный фильтр предназначается для удаления загрязнений различного характера из масел, в том числе, продуктов износа. Процесс очистки осуществляется при помощи входящего в состав конструкции фильтрующего элемента, периодически подлежащего замене.

  • Масляный радиатор
  • Масляный радиатор необходим для охлаждения моторного масла при большой скорости движения автомобиля или его эксплуатации при высокой температуре. Охлаждение производится при помощи потока жидкости из охлаждающей системы.

    Масляный радиатор обычно устанавливается перед основным радиатором охлаждающей системы и активируется специальным краном. Использованное масло из радиатора стекает через шланг в масляный поддон.

Диагностика системы смазки

Срок эксплуатации двигателя во многом определяется техническим состоянием смазочных элементов. К одним из главных показателей состояния смазочной системы относится магистральное давление масла. В случае с полностью исправным двигателем после его запуска и прогрева значение данного показателя в норме выше 50 кПа при низкой вращательной частоте коленчатого вала и в пределах 350-450 кПа при его номинальной частоте.

Стоит помнить, что поломка деталей может быть вызвана даже не самой продолжительной работой, если магистральное давление масла находится за пределами нормативных показателей.

Давление масла контролируется при помощи манометра и сигнальной лампы на приборной панели, которая загорается при пуске двигателя. Затем в процессе его работы лампочка гаснет и не включается до тех пор, пока давление в норме.

Не следует забывать, что во время холостого хода эта лампа может загореться или даже мигать, что не будет указывать на неисправность смазочной системы.

В случае внезапного падения давления следует остановить транспортное средство и заглушить двигатель. Затем надо осуществить проверку уровня масла и герметичность контактов в цепи. После этого проверяются датчик и масляный насос. Надо сначала вывернуть датчик и развернуть коленчатый вал при помощи рукоятки. Если при этом масло начнет резко вытекать, то датчик неисправен и в дальнейшем его понадобится заменить, а двигатель при этом всё еще подлежит эксплуатации. В том случае, если масло не вытекает, двигатель больше использовать нельзя, т.к. отсутствует давление в смазочной системе.

Корректность показаний датчика и манометра проверяется при помощи контрольного манометра.

Периодически необходимо осуществлять проверку уровня масла в картере и доливать масло. Уровень масла должен приближаться к верхней отметке. Также при периодической проверке следует уделять внимание качеству масла. Оно оценивается по цвету и степени прозрачности.

Промывка и очистка системы смазки

Смазочную систему следует промывать, если двигатель был заправлен неподходящим маслом или масло не было заменено своевременно. Также промывка производится в случае продолжительной эксплуатации при тяжелых условиях или при приобретении подержанного транспортного средства.

Промывка смазочной системы исправного двигателя, в котором использовались полусинтетические или синтетические типы масел, производится не чаще, чем после пяти замен масла.

Имеются три основных способа выполнения промывки: при помощи моющих добавок, промывочных масел и с использованием специализированного оборудования. Первые два считаются классическими и популярны гораздо больше третьего, который применяется только на некоторых станциях технического обслуживания.

В соответствии со степенью активности моющие добавки можно разделить на 5-минутные и 10-минутные, а также промывки на определённый пробег. 5-10 минутные промывки заливают прямо в старое масло до замены и за 5-10 минут при помощи холостого хода двигателя избавляются от большей части загрязнений. Промывки для пробега заливают в среднем за 200 км до замены масла и после эксплуатации транспортного средства в стандартном режиме на протяжении определённого времени сливают. В каждом из этих случаев очистка происходит при помощи старого масляного фильтра. В таком случае часть загрязнений вымывается из фильтра и может переместиться к рабочим поверхностям деталей, что ускорит их износ.

Промывочное масло переливается в двигатель вместо старого. После этого двигатель запускается и около двадцати минут работает на холостых оборотах. Затем производят слив всего масла и заливают свежее. В самом конце устанавливается новый масляный фильтр.

К недостаткам подобных вариантов очистки можно отнести вероятность попадания в масло той грязи, которая вымывается из старого фильтра. Также из смазочной системы не лучшим образом устраняются загрязнения, прилипшие к сетке маслозаборника или скопившиеся в поддоне. Иногда они не растворяются и не выходят из двигателя во время слива отработанного масла.

Ремонт или полная замена системы смазки – приблизительные цены

Цены на ремонт или замену смазочной системы зависят от её текущего состояния и пожеланий владельца. Например, замена масляного фильтра может обойтись в 500-1000 рублей, а масляного насоса — приблизительно в два раз дороже. Эти цены актуальны для отечественных и недорогих зарубежных автомобилей, комплектующие для дорогостоящих иномарок могут стоить намного больше, как и работа высококвалифицированного мастера.

Полная замена смазочной системы будет состоять из цены деталей и оплаты работы специалиста. В таком случае общая стоимость может достигать одного или нескольких десятков тысяч рублей. Однако, такая процедура проводится крайне редко, обычно в автосервисах происходит диагностика системы смазки и в соответствии с её результатами заменяется лишь одна или несколько деталей. Но обычно можно избежать даже этого, если своевременно проводить диагностику и обслуживание, которые обойдутся значительно дешевле ремонта.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *