Тормозная система автомобиля

Для чего нужны тормозная система и вообще тормоза на автомобиле?

Тормоза предназначены для снижения скорости транспортного средства или его остановки, а также для удержания припаркованного транспортного средства от движения во время остановки.

Существуют различные типы тормозных систем, каждая из которых предназначена для определенных целей:

Рабочие тормозные системы позволяют регулировать скорость движения автомобиля и останавливать его.

Запасные системы предназначены для остановки машины при отказе рабочего тормоза.

Стояночные тормозные системы нужны для удержания автомобиля в неподвижном положении, а вспомогательные для поддержания неизменной скорости движения.

Все эти функции крайне необходимы каждому автомобилю и должны быть известны каждому автомобилисту.

Схема тормозной системы, её устройство и принцип работы

На автомобилях обычно устанавливаются рабочие, запасные и стояночные тормозные системы.

Рабочая система нужна для управления понижением скорости и остановки транспортного средства, если она откажет, то будет задействована запасная, выполняющая аналогичные функции, причем она может быть как автономной системой, так и частью самой рабочей тормозной системы. Наконец, стояночные устанавливаются на авто для его удержания на месте, например, при парковке.

Автомобильная тормозная система состоит из тормозного привода и тормозного механизма.

Тормозной механизм нужен для уменьшения скорости движения и остановки машины. Обычно на автомобилях имеются фрикционные механизмы торможения, работающие на основании сил трения. Тормозной механизм зачастую находится в колесе, а тормозной привод в случае со стояночной системой может быть за коробкой передач или же за раздаточной коробкой.

Все тормозные механизмы включают в себя вращающуюся и неподвижную части. Роль первой их них в барабанном механизме играет тормозной барабан, а вторая представлена тормозными колодками. Обычно на передней и задней осях легковых транспортных средств ставятся дисковые механизмы торможения, состоящие из двух колодок и тормозного диска.

Тормозной привод необходим для того, чтобы управлять тормозными механизмами. В составе тормозных систем автомобилей могут присутствовать такие типы тормозных приводов, как гидравлический, электрический, механический и пневматический.

Чтобы рассмотреть принцип работы тормозных систем, обратим внимание на гидравлические рабочие системы. В этом случае при нажатии на педаль усилитель получит нагрузку, создающую на основном тормозном цилиндре добавочное усилие. Затем поршень главного цилиндра пустит жидкость к цилиндрам возле колёс по трубопроводам, что приведет к увеличению давления жидкости в тормозном приводе. В результате поршни цилиндров, находящихся у колёс, переместят тормозные колодки ближе к дискам.

При зажатии педали в дальнейшем произойдет увеличение давления жидкости и сработают тормозные механизмы, что приведёт к уменьшению скорости вращения колёс и возникновению тормозной силы в области контакта дороги и шин. Чем сильнее нажата тормозная педаль, тем быстрее произойдет торможение автомобиля, а давление жидкости может достигнуть 15 Мпа.

При завершении процесса торможения тормозная педаль перейдет в изначальное положение посредством возвратной пружины. В это же положение переместится и поршень основного тормозного цилиндра, а пружинные элементы отведут колодки от барабанов. После этого тормозная жидкость перейдет из колесных цилиндров в главный и давление в системе упадет.

Вот так и происходит весь цикл работы тормозной системы.

Типы тормозных систем

Стояночная тормозная система

Стояночный тормоз предназначен для удержания автомобиля на месте относительно опоры. Обычно данная тормозная система используется для торможения на стоянке и последующего удержания транспортного средства на парковочном месте, в том числе и на уклонах.

Обычно стояночная тормозная система активируется при помощи рычага, находящегося между водительским креслом и соседним пассажирским сидением. Зачастую этот тормоз по-простому называется «ручником». Вместе с тем существует достаточное количество автомобилей, в которых стояночная система активируется ножной педалью, обычно это машины с автоматической коробкой передач, где данная педаль присутствует вместо педали сцепления.

Пневматическая тормозная система

Принцип действия пневматической тормозной системы состоит в том, что в процессе работы двигателя при отпущенной педали воздух накачивается в баллоны при помощи компрессора. Находящийся под давлением воздух из баллонов переходит к тормозному крану, а от него поступает в баллоны прицепа. Подача воздуха к прицепу заканчивается, когда водитель нажимает на педаль. После этого открывается тормозной кран и воздух поступает в пневмокамеры прицепа, что вызывает торможение. Под давлением воздуха на валик разжимного кулака происходит разведение колодок. Когда они перемещаются к барабану, происходит торможение при помощи силы трения. Если убрать ногу с педали, то при помощи возвратных пружин всё вернется в исходное положение.

Гидравлическая тормозная система

В тормозных системах с гидравлическим приводом передача энергии происходит под давлением жидкости. В данном случае принцип действия основан на несжимаемости жидкости, что позволяет передавать давление в необходимые места при замкнутом объеме.

К преимуществам таких тормозных систем можно отнести скорость реакции и высокий КПД, а также небольшую массу и удобство компоновки.

К недостатками гидравлических тормозных систем относятся потребность в наличии специальной жидкости с низкой температурой загустевания и высокой температурой кипения, высокая вероятность выхода из строя при разгерметизации оборудования и утечке жидкости, а также небольшой КПД при очень низких температурах.

Тормозная система АБС

Антиблокировочные тормозные системы предназначены для предотвращения блокировки колёс автомобиля в процессе торможения. Основным предназначением таких систем является обеспечение необходимой эффективности торможения с сохранением высокой степени управляемости и устойчивости транспортного средства.

Нынешние АБС представляют собой весьма сложные электронные тормозные системы, включающие в свой состав как противобуксовочные средства, так и системы помощи в экстренном положении и устройства для контроля устойчивости. Антиблокировочные системы в настоящее время установлены почти на всех легковых автомобилях и даже на мотоциклах.

Тормозная система полуприцепа и прицепа

Тормозные системы прицепа и полуприцепа включают в себя рабочие тормоза, стояночные тормоза и электромагнитный клапан, подающий сжатый воздух в тормозные камеры при активации вспомогательного тормоза.

В этом случае тормозные механизмы, имеющиеся на всех колёсах прицепа или полуприцепа похожи на аналогичные механизмы автомобилей и связаны со стояночным и рабочим тормозами.

Все механизмы действуют при помощи тормозных камер, которые устроены так же, как и тормозные камеры на передней оси легковых авто.

Техническое обслуживание тормозной системы

При обслуживании тормозной системы осуществляются работы по проверке её элементов, замене тормозной жидкости, регулировке педали тормоза и стояночных тормозов.

В первую очередь, при проверке тормозной системы обращают внимание на герметичность соединений привода. В случае обнаружения неисправности утечку воздуха или жидкости устраняют. Необходимо также проверить действие тормозной системы на ходу транспортного средства и разобраться с неисправностями в случае наличия таковых.

В случае с гидравлическим приводом при проверке герметичности его соединений о возникновении утечек тормозной жидкости судят по тому, насколько часто приходится добавлять жидкость в резервуар основного цилиндра.

При использовании пневматического привода об утечке воздуха можно догадаться по резкому уменьшению давления, даже при выключенном двигателе. Места утечки можно обнаружить по характерному звуку в местах соединения элементов тормозной системы.

Также необходимо проверить крепление компрессора, тормозные диски и прочие детали тормозной системы. При необходимости регулируется расстояние между барабаном и колодками.

Как проверить давление в тормозной системе?

Для проверки давления в тормозной системе используется прибор, называющийся тестером давления. С его помощь производятся измерения давления в трубопроводах тормозных систем транспортного средства, а также снимаются показания в его тормозном цилиндре.

В состав такого оборудования входят два манометра высокого давления и штуцеры для соединения с гидравликой тормозных систем. Тестер используется как на автомобилях с системой АБС, так и без нее.

Имеющиеся в наборе манометры нужны для того, чтобы одновременно получить показания давления тормозной системы передней и задней осей машины. Каждый из манометров комплектуется коническим штуцером, чтобы быстро сбрасывать давление и сливать жидкость из тормозной системы. Такой тестер давления может служить для диагностики как в автосервисе, так и в гараже.

Диагностика тормозной системы, или Как выявить неисправности?

Диагностика тормозной системы транспортного средства включает в себя выполнение набора диагностических тестов. В первую очередь, оценивается техническое состояние системы, которое определяется по длине тормозного пути, замедлению и времени срабатывания. В случае наличия существенной разницы полученных показателей по сравнению с нормативными определяются причины снижения эффективности тормозной системы, которые обычно заключаются в неисправности некоторых её комплектующих.

Для оценивания эффективности и состояния тормозной системы обычно используются роликовые или платформенные стенды. Среди них чаще встречаются стенды, применяющие силовые методы диагностики. С их помощью можно определить тормозную силу каждого из колёс при том усилии, которое получается при нажатии на педаль. Помимо этого принято измерять время, необходимое на срабатывание тормозного привода. Такие измерения позволяют проверить состояние прокладок и тормозных барабанов.

Одним из наиболее достоверных методов диагностирования тормозных систем является инерционный, который проводится на роликовых стендах посредством измерения тормозного пути каждого колеса. На этом же стенде можно измерить скорость срабатывания привода и наибольшее замедление по каждому колесу.

В процессе диагностики тормозной системы выявляются такие неисправности как низкая эффективность торможения, износ тормозных колодок, перегрев механизмов, заклинивание поршней в цилиндрах, потеря герметичности оборудования, неверная регулировка привода и многие другие.

Прокачка тормозной системы своими руками

Тормоза обычно прокачиваются после ремонта тормозной системы. Для выполнения работы без обращения к специалистам может пригодиться помощь напарника. Из оборудования понадобятся какая-нибудь ёмкость, шланг и гаечный ключ.

Процесс начинается с правого заднего колеса, затем прокачивается левое заднее колесо, а потом в таком же порядке идет прокачка передних колёс.

Для начала необходимо наполовину заполнить ёмкость тормозной жидкостью и поместить в нее резиновый шланг. Один его конец надо присоединить к штуцерам тормозного цилиндра, а второй должен быть расположен близко к дну используемой ёмкости.

Очистив штуцер от грязи и сняв резиновые колпачки можно надеть на него конец шланга. В этот момент напарнику следует нажать педаль тормоза, в результате чего в начнет выходить тормозная жидкость. Затем надо закрутить штуцер, а ассистент в это время качает до того, пока педаль не станет достаточно тугой. Качать следует приблизительно 15 раз, прежде чем открывать штуцер и производить слив жидкости. Процесс необходимо продолжать, пока все пузыри воздуха не выйдут из штуцера.

Данный алгоритм проводится с каждым из колес в указанном выше порядке. При этом необходимо следить за наличием достаточного объема тормозной жидкости.

Если после завершения процедуры педаль тормоза проваливается, причина может быть в неисправности тормозного цилиндра или потери герметичности соединительных шлангов. Обычно после прокачки педаль тормоза становится более упругой.

Замена тормозной системы своими руками и в мастерской

Замену тормозов рекомендуется проводить при помощи специалистов, особенно если речь идет о дорогих авто. Обычно установленная по умолчанию тормозная система заменяется в дальнейшем не целиком, а по частям, в соответствии с тем, какие её элементы были признаны неисправными в результате проведения диагностики.

Своими руками могут быть заменены, например, колодки или тормозные диски. Но порой даже для автомобилиста со стажем это непростая задача. Замену более сложных механизмов, входящих в состав тормозной системы, всё же лучше доверить специалистам.

Как можно заметить из прейскурантов многих автосервисов, замена колодок или дисков в среднем в два раза дешевле, чем замена более сложных деталей, например, тормозных цилиндров. В целом, цены достаточно демократичные, что не сравнится со стоимостью покраски авто. Замена любой из частей тормозной системы в мастерской обойдется в среднем несколько дешевле одной тысячи рублей. Цена зависит от количества и типа заменяемых комплектующих, а также модели транспортного средства.

Средние цены на стоимость и ремонт тормозной системы в России и странах СНГ

Стоимость целой тормозной системы может достигать нескольких десятков тысяч рублей и даже нескольких сотен тысяч, если речь идет о дорогих автомобилях.

Самыми дешевыми и легкозаменяемыми элементами в составе таких систем являются колодки, их можно найти по цене менее тысячи рублей.

Чуть дороже обойдутся тормозные диски – в среднем от одной до нескольких тысяч рублей.

Остальные детали, такие как суппорты и цилиндры обойдутся значительно дороже. Не стоит забывать, что указанные цены комплектующих актуальны для отечественных и недорогих зарубежных авто, в остальных случаях цена может расти пропорционально стоимости автомобиля.

Что касается ремонта тормозных системы, то средние цены в России без учета покупки комплектующих находятся на уровне тысячи рублей (на какую-то отдельную часть тормозной системы, а не на все сразу).

Причем под ремонтом обычно подразумевается регулировка имеющегося оборудования или установка нового, т.к. далеко не все элементы тормозных систем подлежат повторной эксплуатации после обнаружения неисправностей…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *