МКПП или механическая коробка переключения передач — описание устройства и принципа действия
Одним из наиболее существенных вопросов, с которым сталкивается каждый покупатель автомобиля, является выбор типа коробки передач. От этого напрямую зависит множество нюансов – от цены на само транспортное средство и до удобства в управлении, так что необходимо предварительно ознакомиться с ключевой информацией. Вполне возможно, что это позволит Вам и деньги сохранить, и массы возможных проблем избежать.
Начнем с самого простого: коробка переключения передач (или КПП) – это механизм, изменяющий крутящий момент, поступающий на колеса транспортного средства. Как результат – обеспечивается наиболее подходящий режим движения автомобиля, зависящий от выбранной скорости.
На данный момент имеется два варианта: механическая КПП и автоматическая КПП. В последние годы на рынке стали появляться модели, оснащенные коробкой-типтроником – данный механизм сочетает в себе «автомат» и «механику», позволяя при необходимости переключать скорости вручную, а в остальное время – выполняя эту функцию самостоятельно (как АКПП).
Что такое МКПП, описание устройства и принцип действия
Отечественный авторынок в большинстве своем имеет модели, оборудованные как раз МКПП – механической коробкой переключения передач. Подобное устройство устанавливается на огромнейшее количество автомобилей, как российского производства, так и продукции зарубежных концернов.
Разберем вкратце устройство МКПП.
Подобный механизм, как уже упоминалось выше, обеспечивает изменение крутящего момента от маховика двигателя. Как можно понять из названия, процесс изменения реализован механически – с помощью перемещения рычага при выжатом сцеплении (при этом двигатель отсоединяется от трансмиссии, упрощая переключение передачи). Сам крутящий момент изначально передается на вторичный вал, и уже потом – на привод колеса.
Для человека, никогда не видевшего этот механизм, его устройство вполне может показаться сложным и запутанным, однако на самом деле оно является относительно простым (особенно по сравнению с АКПП). В комплектацию коробки входят:
- первичный, промежуточный и вторичный валы с шестернями;
- вал для движения задним ходом (естественно, с шестерней);
- картер;
- синхронизаторы;
- сам механизм переключения, имеющий устройства блокировки и «замки»;
- рычаг переключения.
Подшипники установлены в картере, и в них происходит вращение валов. Шестерни, установленные на валах, имеют набор зубьев (каждый – различное количество). Для того, чтобы работа механизма осуществлялась бесшумно и плавно – используются синхронизаторы (чьей задачей является сравнивание угловых скоростей шестеренок во время их вращения). Рычаг, соответственно, служит непосредственно для управления режимами работы – с его помощью водитель и производит переключение передачи, подбирая наиболее подходящий для текущей скорости вариант.
Во избежание самовыключения выбранной передачи используется специальное блокировочное устройство, а для того, чтобы избежать одновременного включения двух передач – используется замковое устройство.
Само переключение происходит посредством перемещения вилочных муфт, закрепленных на валу и вращающихся вместе с ним. Двигаясь продольно, они соединяются с шестерней нужной передачи до соединения зубчатых венцов – после чего соединение блокируется, и коробка начинает передавать вращение на главную передачу.
Скорее всего, неопытный человек, прочитавший приведенное описание, все равно не сможет представить принцип устройства и работы механизма – это необходимо увидеть на наглядном примере…
В чем отличие от АКПП?
Коробка-«автомат» имеет массу существенных отличий от МКПП. Они заключаются в следующих пунктах:
- Устройство.
Выше мы вкратце рассмотрели, что «механика» имеет несколько наборов шестерней с различным количеством зубьев, и переключение передачи выполняется при подключении нужной шестерни. В АКПП имеется только один набор шестеренок, а для переключения используется так называемая планетарная передача. Несмотря на небольшие размеры, она отвечает за передачу всех необходимых передаточных чисел, а другие детали используются для того, чтобы помочь ей справиться со столь сложной функцией. При этом процесс переключения происходит автоматически (отсюда и название) – механизм «самостоятельно» определяет нужный режим работы и устанавливает необходимое положение шестерни. Таким образом водителю не требуется ни выжимать сцепление, ни перемещать рычаг переключения.
- Удобство.
Исходя из особенностей работы, несложно понять, что АКПП в разы удобнее, чем МКПП. На «механике» водителю приходится постоянно пользоваться педалью сцепления и рычагом переключения. Это представляет существенную сложность для тех, кто начинает учиться управлению автомобилем, да и в дальнейшем отнимает внимание и время. Каждый перекресток, каждый светофор, каждый пешеходный переход, каждое сколько-нибудь существенное изменение скорости – Вам придется выжимать сцепление и выбирать необходимую передачу. Согласитесь – не слишком-то удобно?
К счастью, от подобных проблем избавлена АКПП – автомобили с такой коробкой просто-напросто не имеют сцепления, а рычаг переключения используется по минимуму (в основном только при старте и остановке транспортного средства). Естественно, что это в разы удобнее и практичнее, особенно при поездках в городской черте (где и приходится чаще всего переключать передачи). В странах Европы и в США автомобили с «автоматом» уже практически вытеснили с рынка «механику» – большинство водителей просто-напросто не умеют управляться с устаревшей МКПП (что, в принципе, не удивительно). А вот у нас АКПП почему-то считается (не всеми, конечно, но достаточно многими водителями) менее удобным вариантом – по мнению существенной части автовладельцев, «механика» позволяет точнее выбирать нужный режим, да и управление ею более приятно.
- Цена.
За комфорт всегда следует платить больше – так что, само собой, автомобили с АКПП стоят на порядок дороже, чем машины с «механикой». Ненамного, но ощутимо – к примеру, новый Volkswagen Polo Sedan c МКПП обойдется покупателю примерно в 25.000$, а эта же модель, но с АКПП – уже в 29.000-30.000$.
Это же относится и к стоимости обслуживания – ремонт АКПП, во-первых, обходится на порядок дороже, а во-вторых – за подобную работу возьмется еще и не каждый сервис: ввиду сложности механизма.
Селектор в механической коробке передач и его основные значения
Рукоятка переключения передач в любом автомобиле располагается между водительским и передним пассажирским сидениями. Такое положение не слишком удобно и требует привыкания – для переключения скорости приходится каждый раз отрывать руку от руля. В некоторых моделях (в основном – в тех, что дороже) рычаг располагается гораздо выше и ближе к рулю. Однако, как правило, в таких автомобилях используется не «механика», а «автомат».
Для тех, кто только начинает изучать непростое и ответственное занятие – управление автомобилем – одной из наиболее важных задач является изучение положений рукояти КПП. Эту информацию необходимо заучить как в теории, так и в практике – чтобы можно было не отрывать глаз от дороги и осуществлять переключение передачи.
На каждой рукояти каждого автомобиля наносится схема, изображающая возможные положение селектора и соответствующие им передачи. Они могут отличаться в различных моделях, однако несущественно (отличия заключаются только в механизме включения заднего хода).
Основные значения схемы, нанесенной на рычаг, предельно понятны и просты:
- цифры (от 1 до 4-6 – в зависимости от количества передач) обозначают соответствующую передачу;
- буква R – обозначает задний ход (от Reverse).
Диагностика МКПП: как узнать уровень масла?
Одной из наиболее важных задач, которые периодически приходится выполнять каждому водителю, является проверка уровня масла в МКПП.
Производить проверку необходимо в случае, если Вы вдруг обнаружите появление пятен масла под автомобилем. Обычно ее выполняют во время техосмотра или проведения различных ремонтных работ специалисты сервиса – этого вполне хватает. Но все же лишняя предосторожность не помешает – если Вы будете периодически проверять уровень – ничего плохого уж точно не будет.
Процесс проверки может отличаться в различных моделях автомобилей, однако суть практически у всех одинакова. Мы будем рассматривать процедуру на примере выдержки из инструкции к Opel Vectra B:
- Транспортное средство устанавливается на ровной поверхности (ведь при наклоне точно узнать уровень никак не получится) над смотровой ямой.
- Заглушите двигатель и приступайте к проверке не ранее, чем через 5 минут после остановки.
- Найдите и отвинтите пробку уровня масла КПП. Она располагается позади приводного вала.
- Масло должно находиться на уровне нижнего края отверстия – под пробку, которую Вы сняли.
- При необходимости – если масла ощутимо меньше – его необходимо долить. Для этого следует свинтить сапун, расположенный в верхней части картера КПП и через отверстие долить масло до тех пор, пока оно не начнет вытекать.
- Протереть излишки ветошью и вернуть на место пробки.
Как заменить масло в МКПП?
Согласно регламенту, масло в картере МКПП подлежит замене через определенное количество пройденных километров (к примеру, для моделей Nissan – каждые 80-90 тыс. км.). Выполнять эту работу могут как специалисты в сервисном центре, так и Вы – если имеется время и желание сэкономить.
Процесс замены масла производится на яме:
- При наличии защиты двигателя и КПП ее необходимо снять – нужный участок находится под панелью. Защита имеется не на каждой модели автомобиля – поскольку является дополнительной опцией.
- Проверяем сальники (правой и левой полуосей, а также их пыльники). На них могут быть остатки влаги, однако на них ни в коем случае не должно быть признаков масла из КПП – в противном случае автомобиль лучше отогнать в сервис.
- Откручиваем сливную пробку и подставляем под отверстие заранее подготовленную емкость. Полностью сливаем масло. В зависимости от модели его количество может отличаться, в среднем – 2.2-2.5 литра.
- Заменяем уплотнительное кольцо, которое имеется на сливной пробке. Со временем оно портится, и масло может протекать – так что при подобных работах лучше его обновить.
- В специальный шприц (продается в любом магазине с автозапчастями) набираем новое масло.
- Шприцом наполняем коробку через заливное отверстие, пока масло не начнет выливаться обратно – для этого держите под рукой ветошь.
- Закручиваем пробку и устанавливаем на место защиту двигателя.
Самостоятельное устранение неисправностей в МКПП
Следует сразу уточнить: самостоятельный ремонт МКПП является достаточно серьезной и ответственной задачей – так что если Вы не уверены в своих силах и боитесь усугубить ситуацию – лучше добраться до ближайшего сервиса. Причем все работы (кроме, разве что, замены масла – которую мы уже описали выше) требуют специальных навыков и оборудования. По этой причине мы не будем описывать, как устранить проблему, а просто приведем их список – чтобы Вы знали, когда следует обратить внимание на состояние автомобиля.
Основных проблем, которые действительно возникают чаще остальных – не лишком много:
- шум во время езды и при переключении скорости;
- протечка масла (под автомобилем остаются следы масла);
- затруднение при переключении передач;
- соскакивание передачи на нейтральную скорость;
- отсутствие возможности переключения на какую-то передачу (или на все передачи).
Игнорировать эти проблемы нельзя ни в коем случае (а последний пункт так и вовсе никак не получится проигнорировать – автомобиль просто-напросто нельзя будет эксплуатировать).
Причины возникновения вышеперечисленных (да и вообще – любых) проблем с МКПП следующие:
- применение некачественного масла для КПП (или масла, имеющего неподходящие качества);
- использование некачественных запчастей, установленных во время ремонта;
- износ (или выработка) запчастей;
- неправильная эксплуатация КПП;
- использование неправильных режимов работы КПП.
Ремонт механической коробки – приблизительные цены
Поскольку производить ремонт МКПП практически всегда придется в сервисе – приведем список актуальных цен – для ознакомления. Сразу отметим, что для каждой модели стоимость работ может отличаться, причем отличаться в разы. Поэтому мы будем приводить усредненные суммы.
- замена масла в МКПП: от 300 рублей (без учета цены самого масла);
- диагностика МКПП: от 800 рублей;
- переборка МКПП и проведение требуемого ремонта: от 5000 рублей (без учета цены требуемых деталей).