АКПП – всё об автоматической коробке переключения передач

Что такое АКПП, описание устройства и принципа действия

Автоматической коробкой переключения передач (АКПП) именуется устройство, в котором переключение скоростей происходит в автоматическом режиме без участия человека в зависимости от скорости движения транспортного средства. Состоит она из соединительных валов и барабанов, планетарных редукторов, а также компонентов, с помощью которых производится переключение между передачами (задний и передний фрикционы, тормозная лента). Также правомерно будет причислить к элементам АКПП и гидротрансформатор, подробнее речь о котором пойдет чуть далее.

В АКПП применяются планетарные редукторы, получившие свое название из-за планетарной передачи, которая используется в них. Планетарной передачей, в свою очередь, называют систему из некоторого числа зубчатых колес, вращающихся вокруг центральной шестеренки. Внутри коробки с помощью шестеренного насоса осуществляется циркуляция рабочей жидкости. Насос же приводится в действие ступицей гидротрансформатора. Подавляющая часть современных АКПП оборудуются электронным блоком управления.

Схематично же устройство АКПП представляет собой три взаимосвязанных части: блок гидравлического управления (гидроблок), систему фрикционов и блок электронного управления.

В чём отличие от МКПП или механической коробки передач?

Основным отличием АКПП от механической коробки переключения передач (МКПП) выступает совершенно иной принцип действия, основанный на применение планетарных механизмов и гидромеханических приводов.

Отличительным преимуществом коробок передач такого типа перед механическими коробками является удобство и комфортность управления авто, особенно если его эксплуатация происходит преимущественно в городской среде. Гораздо удобнее ехать в медленно движущемся городском потоке на машине с АКПП, так как не приходится постоянно выжимать педаль сцепления и дергать рычаг механической КПП. Также ее достоинством можно назвать предохранение трансмиссии и двигателя авто от перегрузок.

Однако все имеет и обратную сторону, вот и недостатком АКПП выступают довольно высокие потери в передаче крутящего момента, что приводит к повышенному расходу топлива. Также на недорогих АКПП иногда наблюдается запаздывание переключения скоростей, что самым негативным образом сказывается на динамике автомашины. Ну и неопытному водителю, впервые оказавшемуся за рулем, вывести из строя АКПП намного проще и быстрее, нежели сломать МКПП.

Если же сравнивать стоимость машин, оснащенных АКПП, с аналогичными моделями, но имеющими механическую коробку, то, как правило, в абсолютном выражении она будет выше на 1200-1800 $. Однако, сравнивая цены, многие не учитывают, что механическая трансмиссия имеет еще привод, корзину и диски сцепления, которые также нуждаются в регулярной замене.

В наши дни автомобилей с АКПП становится все больше и больше, так произошло удешевление технологий их изготовления. Выпускается даже целый ряд внедорожников различных марок с автоматической коробкой, а ведь на них испокон веков устанавливались только механические коробки. Все это стало возможным благодаря современным инженерным решениям.

Селектор в автоматической коробке передач и основные значения – список с пояснениями

В автомобилях с АКПП между двумя передними сиденьями располагается рычаг, похожий на рукоятку МКПП. Называется он селектором, от английского слова «select» – «выбор». Стандартные коробки-«автоматы» имеют 4 основных режима, которые переключаются при нажатой тормозной педали перемещением этого самого селектора. Обозначаются эти режимы буквами латинского алфавита: P, N, R и D.

  • Буква P (parking) обозначает режим стоянки, при данном положении селектора АКПП ведущие колеса авто блокируются.
  • N (neutral) – в данном режиме двигатель работает на холостом ходу.
  • R (revers) – перемещение переключателя в данное положение ведущие колеса вращаются в обратном положении (задний ход).
  • D (drive) – основной рабочий режим АКПП, в котором происходит движение авто вперед.

Некоторые модификации АКПП имеют большее число режимов, такие коробки используются на грузовиках и автомобилях с повышенной проходимостью.

Что такое «гидроблок», «гидротрансформатор» в АКПП?

Гидроблок АКПП отвечает за организацию потока трансмиссионной жидкости и ее доступа в механическую часть узла. Состоит этот блок из пружин, клапанов и шариков, корпус же, как правило, изготавливается из алюминиевых сплавов. Клапаны в блоке являются важнейшей его частью и бывают четырех видов:

  • распределяющие потоки жидкости,
  • регулирующие давление,
  • направляющие потоки,
  • для плавной регулировки давления.

Многие ошибочно называют автоматической коробкой передач не только саму АКПП, но и гидротрансформатор – особое устройство, выполняющее ту же самую роль, что и сцепление в МКПП. Он передает крутящий момент от мотора к АКПП, а также приводит в действие насос, гоняющий трансмиссионное масло по элементам системы и поглощает вибрации, которые идут от работающего двигателя. Все это приводит к тому, что во время работы гидротрансформатор подвергается колоссальным нагрузкам. С помощью фрикционной муфты, расположенной по центру устройства, работа его на больших оборотах двигателя прекращается.

Гидротрансформатор внешне представляет собой герметично заваренную конструкцию в виде бублика или тора, а процесс передачи крутящего момента происходит при помощи масла, содержащегося внутри замкнутого устройства. Отсюда и название этого узла – «гидро».

Что собой представляют контрактные АКПП?

Несмотря на то, что в последнее десятилетие произошло значительное удешевление технологии производства АКПП, все равно их цена остается довольно высокой. К тому же в некоторых случаях просто не имеет смысла приобретать новую АКПП. Например, стоимость новой коробки-«автомата» на пятнадцатилетний подержанный авто равняется, а иногда и превышает стоимость самой машины. Выходом же в данной ситуации видятся контрактные АКПП.

Контрактными называют восстановленные заводским способом коробки передач. При восстановлении используются рабочие коробки, бывшие в употреблении, а также новые узлы. Как правило, на большинстве заводов остаются некоторый запас комплектов узлов после того, как производство той или иной модификации АКПП заканчивается. Поэтому из оставшихся деталей, а также деталей прибывших с авторазборов, происходит сборка контрактных коробок передач. Под авторазборами следует понимать такое явление: например, в США относительно новый автомобиль попал в ДТП и не подлежит восстановлению, но АКПП не пострадала, вот ее и используют в качестве основы для контрактного узла.

Не следует смешивать два понятия: контрактной и б/у АКПП, так как гарантии работоспособности бывшей в употреблении коробки никто не даст. А вот на контрактную коробку распространяется заводская гарантия в один год и гарантируется ресурс работы около 80% , если сравнивать с ресурсом новой АКПП.

Диагностика АКПП: как узнать уровень масла?

Для того чтобы узнать уровень масла в большинстве современных АКПП необходимо прогреть масло до температуры 85-90 градусов. Достигнуть такой температуры масла в коробке поможет поездка на 15-20 км в теплый сезон, зимой же это расстояние должно увеличится в 1,5 раза. После остановки на ровной поверхности и выставления селектора в стояночный режим не нужно глушить мотор. В подкапотном пространстве авто нужно отыскать масляный щуп АКПП, при необходимости воспользовавшись инструкцией по эксплуатации автомобиля.

Отыскав щуп, необходимо его вытащить и протереть насухо с помощью чистой ветоши. Затем следует поместить щуп обратно и, вынув, посмотреть на уровень масла. Самый верхний масляный след на щупе будет соответствовать уровню масла в коробке. Нормальным считается уровень между двумя отметками на щупе. Как правило, на них имеются поясняющие надписи.

Правда, на некоторых марках автомобилей уровень масла контролируется немного по-другому. Так, к примеру, на Хонде и Акуре необходимо заглушить двигатель, все остальные действия остаются теми же, а на отдельных переднеприводных моделях Мицубиси и Хёндэ нужно выставить селектор в положение N. В любом случае, перед контрольной процедурой необходимо узнать, как правильно производить замеры уровня масла в той или иной модели АКПП.

Как заменить масло в АКПП?

Чтобы АКПП работала долго и бесперебойно, необходимо производить регулярную замену масла в ней. Интервалы замены обычно указываются в инструкции по эксплуатации самого авто либо коробки.

Существуют два способа замены масла: частичный и полный. При частичном способе необходимо слить отработанное масло путем скручивания сливной пробки или, в случае отсутствия таковой, разбора картера. Слитое масло следует собрать в канистру, чтобы было понятно, сколько примерно свежего масла необходимо долить в систему. Также требуется произвести чистку или полную смену масляного фильтра. После чего слив закручивается и через отверстие для щупа заливается новое масло, уровень которого выставляется при помощи щупа.

Полная смена масла производится на СТО при помощи специального оборудования. Называется оно аппаратом циклической смены масла. Подключение его к АКПП производится через два штатных шланга, которые ведут к радиатору коробки или в секцию ее теплообменника. После чего происходит смена масла при работающем моторе автомобиля. На некоторых моделях авто во время этого процесса также требуется свешивание ведущих колес и переключение селектора в режим D. Стандартный объем масла в коробке равен 10-12 литрам.

Самостоятельное устранение неисправностей в АКПП

Сразу нужно отметить, что АКПП, а особенно современные их модели, являются довольно сложными устройствами, поэтому их самостоятельный ремонт под силу лишь людям, имеющим некоторые навыки автослесаря и при условии наличия специального инструмента.

Наиболее простой операцией является регулировка тросика, управляющего клапаном-дросселем и являющегося одной из важнейших деталей современных АКПП. Перед процедурой нужно проверить легкость хода троса и при необходимости смазать его. После чего следует ослабить стопорные гайки и, полностью выжав педаль управления дроссельной заслонкой, так отрегулировать тросик, чтобы упор не выходил из его оболочки более чем на 1,5 мм. Если тросик новый, то упора на нем нет, поэтому нужно вытягивать внутренний трос до появления сопротивления. Теперь удерживая его в таком положении, следует установить упор на расстоянии 1,5 мм от чехла.

Если изучение литературы, просмотр видеороликов и мануалов в интернете все равно не прибавило уверенности в возможности исправить поломку в АКПП своими силами, то лучше обратиться в автосервис, так как автоматическая коробка – это не тот, случай, когда глаза боятся, а руки делают. Больно уж дорогой и хрупкий этот узел…

Ремонт автоматической коробки – приблизительные цены

Стоимость ремонта на стороне зависит от самого места, предлагающего услуги, и региона. Например, ремонт «в гараже у дяди Васи» будет стоить дешевле, чем та же самая процедура в авторизованном сервисе. Что интересно, качество проведенных работ может быть вполне сопоставимым, единственным же различием может стать такой момент, что в сервисе дадут хоть какую-то документально подтвержденную гарантию на произведенный ремонт.

Стоимость основных ремонтных и диагностических операций в автосервисах на Европейской части России на сегодняшний день примерно такова:

  • диагностика неисправностей: от 1 200 рублей;
  • замена узла: от 6 000 рублей (без стоимости самой АКПП);
  • замена масла: от 2 500 рублей;
  • ремонт гидротрансформатора: от 6000 рублей;
  • ремонт гидроблока: от 15 000 рублей;
  • замена гидроблока: от 7 000 рублей.

Иногда целесообразнее произвести полную замену узла и приобрести контрактную АКПП, чем заниматься ремонтом и восстановлением старой коробки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *