Масляный насос в системе смазки

Принцип работы масляного насоса и его расположение в системе смазки (насосы роторного и шестеренного типа)

Масляный насос (будем сокращённо называть его МН) служит для того, чтобы создавать необходимое давление в смазочной системе и обеспечивать смазывание подвижных деталей двигателя транспортного средства.

В смазочной системе с сухим картером помимо указанной выше функции масляный насос также отвечает за перекачивание масла из картера в специальный бак для масла.

Обычно масляные насос функционирует под действием коленчатого или распределительного валов, иногда задействуется приводной вал.

По типу управления такие насосы можно разделить на регулируемые и нерегулируемые. Первые работают таким образом, что давление поддерживается на одном уровне посредством регулировки производительности насоса. Вторые позволяют поддерживать неизменное давление при помощи редукционного клапана. По конструкции принято разделять масляные насосы роторного и шестеренного типов. В обоих случаях насос располагается в передней части двигателя.

Принцип работы масляного насоса можно рассмотреть на примере регулируемого роторного варианта данного изделия.

Когда частота вращения коленчатого вала увеличивается, появляется повышенная потребность в масле, в результате чего наблюдается падение давления в смазочной системе. После падения давления отвечающая за регулировку пружина двигает статор, что меняет позицию ведомого ротора. Затем происходит увеличение объема всасывающей полости и повышение производительности насоса.

Когда частота вращения коленчатого вала автомобиля уменьшается, наблюдается повышение давления в смазочной системе из-за уменьшения расхода масла, что можно можно увидеть на данной схеме. Из-за повышенного давления регулировочная пружина сжимается и меняется положение статора, а с ним и ведомого ротора.

Всё это приводит к тому, что объем всасывающей полости становится меньше, как и производительность насоса.

Составные части МН

Как было указано выше, по конструкции масляные насосы могут быть роторными или шестеренными. От типа насоса зависит и состав входящих в него элементов.

Шестеренные масляные насосы можно разделить на две категории в соответствии с их конструкцией:

  • насосы с внутренним зацеплением,
  • насосы с наружным зацеплением.

В первом случае одна шестерня расположена внутри другой, а во втором обе находятся рядом друг с другом. При равной производительности габариты масляного насоса с внутренним зацеплением должны быть меньше, чем насоса с наружным прикреплением шестеренок, из-за нахождения одной из этих деталей внутри другой.

Масляный насос шестеренного типа состоит из таких элементов, как две шестерни (ведомая и ведущая), всасывающий канал, нагнетательный канал, а также приводной вал и ось ведомой шестерни. Такие насосы относятся к категории нерегулируемых.

В случае с роторным насосом конструкция несколько отличается, в её состав входят два ротора (внутренний и внешний), всасывающая и нагнетательная полости, а также приводной вал. Основным конструктивным отличием от предыдущего варианта является наличие в одном корпусе двух взаимосвязанных роторов.

Типы масляных насосов и принципы их работы:

  • Масляный насос шестеренного типа
  • В этом случае внутри литого корпуса насоса находятся две шестерни – ведущая и ведомая. При их помощи масло переходит от всасывающего канала в систему через нагнетательный канал – в этом и заключается основной принцип работы.

    В зависимости от того, с какой частотой вращается коленчатый вал, меняется и производительность самого насоса. Когда давление нагнетаемого масла превышает нормативные показатели для данного насоса, часть масла перемещается во всасывающей полости или в картере двигателя. Для этих целей используется редукционный клапан, настроенный на автоматическое срабатывание при росте давления.

    Стоит отметить, что в системах смазки на двигателях современных легковых автомобилей обычно применяются масляные насосы шестеренного типа. Они обладают высокой производительностью и надежностью, при этом имеют незначительные размеры.

  • Масляный насос роторного типа
  • Масляный насос роторного типа может быть регулируемым и нерегулируемым. Регулируемые обладают более совершенной конструкцией, в связи с чем способны обеспечивать поддерживание оптимального давления масла в смазочной системе при различных частотах вращения коленчатого вала.

    Регулируемый масляный насос состоит из двух роторов и подвижного статора с регулировочной пружиной. Когда статор поворачивается, происходит изменение объема полости между роторами для регулирования давления масла, поступающего в систему.

    При увеличении частоты вращения коленчатого вала потребность деталей в масле увеличивается. Имеет место и обратный процесс – при снижении скорости вращения потребность в масле уменьшается.

    Работа нерегулируемого роторного насоса похожа на работу шестеренчатого. Масло, которое поступает в насос посредством всасывающего клапана, попадает на лопасти, а затем в нагнетательный канал смазочной системы. Когда давление масла повышается, оно сбрасывается при помощи редукционного клапана.

    Стоит отметить, что применение масляного насоса роторного типа позволит существенно снизить требуемую для работы мощность. В связи с работой на меньших оборотах вспенивание масла снижается, а срок эксплуатации насоса увеличивается.

Диагностика работы МН и устранение возможных неисправностей

Масляный насос представляет собой весьма простой и компактный узел смазочной системы, который без замены или ремонта может проработать несколько сотен тысяч километров. Основными требованиями к его эксплуатации являются использование качественного масла, предназначенного для конкретного двигателя и периодическая замена масляного фильтра во избежание повреждений насоса механическими загрязнениями. Также необходимо правильно запускать двигатель, особенно при низкой температуре воздуха.

Срок эксплуатации масляного насоса зависит от двух основных факторов, к которым относятся количество и качество масла, заливаемого в смазочную систему. Насос относится к подвижным механизмам, а потому должен постоянно смазываться, что и происходит при помощи масла, применяемого в смазочной системе.

К «узким местам» конструкции насоса относятся применяемые в нем пружины. Из-за длительного напряжения и так называемой «усталости металла» происходит ослабление пружины и падение давления в смазочной системе.

При обнаружении неисправностей чаще всего производится замена масляного насоса. Это обусловлено тем, что литые корпуса насосов не подлежат разборке.

Ремонт и полная замена масляного насоса своими руками и в автосалонах

Произвести диагностику, ремонт или замену масляного насоса может почти каждый автовладелец. Насос нуждается в проверке, когда в смазочной системе внезапно упало масляное давление или имеются подозрения на образование утечки масла или иные неисправности.

Порядок проверки обычно выстроен следующим образом:

  1. Проверка передней крышки насоса на наличие деформаций или трещин (при их наличии крышку следует заменить).
  2. Разборка насоса.
  3. Определение степени износа шестерен, при существенном износе – замена.
  4. Определение плотности прилегания крышки к шестерням, выявление уступов или иных повреждений, увеличивающих зазор между корпусом и шестернями.
  5. Измерение всех прочих зазоров в соответствии с инструкцией.

Если показания параметров не отличаются от нормативных, проблему стоит искать в другом месте смазочной системы. При обнаружении износа или деформации соответствующие детали следует заменить.

Замену деталей можно осуществить как вручную, так и в автосалоне. Во многих случаях проще и даже дешевле приобрести новый масляный насос. Также можно сэкономить на услугах специалистов автосервиса, установив его вручную по инструкции, это достаточно простая деталь и её установка не займет много времени.

Стоимость нового масляного насоса в России и СНГ

Стоимость нового масляного насоса зависит от модели транспортного средства и вида насоса. В целом стоимость варьируется в пределах от одной до нескольких десятков тысяч рублей.

Например, масляный насос для недорогих отечественных авто можно приобрести в среднем за пару тысяч, а на дорогие иномарки обычно ставятся насосы стоимостью от десяти тысяч рублей и выше. Также эту деталь в связи с небольшими размерами может быть выгодно заказать из Китая. При заказе с территории РФ можно будет неплохо сэкономить в связи с тем, что аналогичные товары в России стоят дороже, причем порой это те же самые китайские детали, доступные в интернете по меньшей цене, чем в розничных магазинах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *