Автомобильный аккумулятор
Что такое автомобильный аккумулятор, и для чего он нужен?
Автомобильным аккумулятором в народе называют автомобильную аккумуляторную батарею (отсюда и такая аббревиатура — АкБ), то есть источник электрического тока, многократность использования которого основана на обратимости протекающих внутри него химических процессов. Наиболее распространенными сегодня являются свинцовые аккумуляторы, что обусловлено их относительно невысокой себестоимостью производства и как следствие – конечной ценой.
Откуда такая аббревиатура – АкБ? Всё дело в том, что слово «аккумулятор» – это сокращение от слова «аккумуляторная», а сам прибор имеет официальное название «аккумуляторная батарея». Отсюда и аббревиатура или официальное сокращение наименования – АкБ.
В химических процессах, которые протекают в герметичном корпусе аккумулятора, участвуют три основных вещества: серная кислота (H2SO4), губчатый свинец (Pb) и двуокись свинца (PbO2). Из-за серной кислоты все аккумуляторы подлежат специальной утилизации и переработке, их нельзя просто выбрасывать на свалки, что, к сожалению, не редко происходит в наши дни. Кто из нас не плавил в своё время свинец из аккумуляторов и не заливал в отверстия на красных кирпичах? Получались такие интересные и очень нужные в хозяйстве свинцовые конусы…
Современный автомобильный аккумулятор решает три основные задачи:
- осуществляет запуск двигателя автомобиля;
- обеспечивает питание ряда электрических устройств при выключенном двигателе, например, мобильный телефон, видеорегистратор или систему сигнализации;
- компенсирует недостаток мощности при чрезмерной нагрузке на генератор автомобиля.
Устройство автомобильного аккумулятора
Устройство этого важного для каждого автомобиля элемента довольно простое и практически не менялось с момента его изобретения в XIX веке.
Автомобильный аккумулятор представляет собой герметично закрытый корпус из высокопрочной пластмассы, внутри которого содержаться шесть свинцовых пластин по 2 вольта каждая, что в совокупности дает 12 вольт.
Пластины находятся в отдельных пластиковых банках и имеют покрытую активным веществом решетчатую структуру и погружены в сернокислотный электролит, при этом отрицательные пластины имеют покрытие из мелкопористого (губчатого) свинца, а положительные – из двуокиси свинца.
При подключении нагрузки происходит вступление в реакцию активного вещества и электролита, в результате которой вырабатывается электрический ток. При этом на пластинах происходит выпадение осадка в виде сульфата свинца, которое приводит к истощению электролита. Во время зарядки автомобильного аккумулятора описанная химическая реакция протекает в обратном порядке, что позволяет устройству снова давать электрический ток.
Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора
В периодической зарядке нуждаются все автомобильные аккумуляторы, даже если генератор работает исправно и без перебоев. Период между подзарядками зависит от многих факторов, наиболее часто приходится заряжать АкБ при небольших пробегах и длительных стоянках: батарея просто не успевает зарядиться от работающего генератора. В сильные холода также следует время от времени подзаряжать аккумулятор, так как в этот период на него ложится чрезвычайно сильная нагрузка из-за большого числа приборов-потребителей (печка, обогрев сидений, стекол и т.п.) и затрудненности пуска двигателя.
Зарядным устройством (ЗУ) для АкБ называют электронный прибор, который применяется для заряда автомобильных аккумуляторов энергией из внешнего источника, в роли которого, чаще всего, выступает сеть переменного тока. Современные зарядные устройства делятся на две большие группы: автоматические и с ручным управлением. Вторая группа приборов стоит дешевле первой, но во время зарядки АкБ ими необходимо в ручном режиме контролировать силу тока и напряжения, следить за уровнем электролита и замерять его плотность. Все это способствует тому, что такие зарядные устройства постепенно уходят в прошлое, и сегодня все чаще для зарядки аккумуляторов используются полностью автоматические приборы.
В свою очередь, автоматические зарядные устройства также делятся на три подгруппы:
- ускоренного типа, которые заряжают АкБ за 1-3 часа. Данный тип не рекомендуется к использованию, так как ускоренная зарядка приводит к значительному сокращению срока службы АкБ;
- медленного типа, заряжающие АкБ за 14-24 часа. Зарядка происходит в обычном режиме номинальным током. Наиболее популярный вид зарядных устройств в наши дни;
- кондиционирующие ЗУ. Обладают автоматической функцией зарядки/разрядки АкБ, что приводит к десульфатации и восстановлению свинцовых пластин АкБ, соответственно, и продлению срока его службы. Имеют самую высокую стоимость среди всех ЗУ.
Существуют еще и пускозарядные приборы, которые позволяют завести автомобиль с полностью разряженным аккумулятором, так как объединяют в себе ЗУ и мощный источник электрического тока.
Как проверить уровень заряда в АкБ?
Уровень заряда АкБ характеризует не только его исправность, но и правильность или неполадки в работе всей электросистемы автомобиля, поэтому очень важно регулярно отслеживать данный параметр. Многие современные модели АкБ имеют, так называемые, «глазки», которые во время разряда аккумулятора постепенно меняют свой цвет. Это, конечно, удобно, но все равно время от времени контролировать уровень заряда нужно и другими способами. Например, при помощи такого замечательного прибора как мультиметр.
Контроль уровня заряда осуществляется с его помощью на клеммах АкБ при отсутствии на нем нагрузки. При показаниях 12,6 В можно спать спокойно, так как это отличный показатель, свидетельствующий о полном заряде. Если показания прибора находятся в районе 12,2 В, то АкБ следует зарядить. При показаниях около 11,8 В зарядку АкБ следует произвести как можно скорее, а при 11 В придется, скорее всего, приобретать новый аккумулятор, так как такие показатели говорят о глубоком разряде. С таким уровнем заряда каждый АкБ запуск двигателя грозит сгоранием генератора или пускозарядного устройства.
Как самостоятельно зарядить АкБ?
При обнаружении недостаточного уровня заряда автомобиля следует произвести подзарядку с помощью ЗУ. При этом необходимо руководствоваться рядом простых правил. Для зарядки необходимо снять АкБ с автомобиля и поместить его в хорошо проветриваемое помещение (например, на балкон ну или хотя бы просто открыть окна). При этом рядом не должно быть легковоспламеняющихся веществ и материалов. Клеммы АкБ нужно очистить от грязи и смазки, если таковая использовалась.
Качественный заряд АкБ подразумевает предварительный полный его разряд, но если процесс осуществляется с помощь автоматического ЗУ, то делать это не нужно. После открытия крышек-колпачков достаточно просто подключить прибор в соответствие с инструкцией (клеммы нужно подсоединять, соблюдая полярность) и все: заряд осуществится в автоматическом режиме.
Более сложным является процесс зарядки с помощью ЗУ, имеющих ручное управление. После открытия колпачков нужно замерить плотность электролита при помощи ариометра. Показатели плотности должны находиться около таких значений: 1,25-1,27 г/см3 при температуре +25 градусов, а плотность в банках АкБ не должна отличаться более чем на 0,01 г/см3. Уровень электролита также необходимо проконтролировать и при необходимости произвести долив дистиллированной воды таким образом, чтобы свинцовые пластины были полностью погружены в жидкость. После подсоединения ЗУ и включения его в сеть надо выставить ток. Он должен равняться 1/10 от емкости АкБ. Например, при емкости 70 А-ч, ток должен быть 7 А. При глубокой разрядке эти показатели могут быть уменьшены в 1,5-2 раза.
При зарядке нужно следить за температурой электролита, а при его нагреве до 40 градусов следует уменьшить подаваемый ток в 2 раза. Если в течение 2 часов не происходит изменения напряжения и плотности электролита, то это свидетельствует о том, что АкБ полностью зарядился.
Как проверить работоспособность аккумулятора?
Иногда требуется проверить работоспособность АкБ. Сделать это можно самостоятельно, следуя простым рекомендациям, которые будут приведены далее.
Начинать проверку следует с визуального осмотра. Корпус АкБ не должен иметь трещин и потеков, клеммы его должны быть чистыми. Стоит обратить внимание и на температуру батареи, если она сильно греется, то это означает, что произошло замыкание одной или нескольких внутренних секций батарей. Замыкание можно диагностировать и по опустившейся плотности электролита в одной из банок, она может достигнуть отметки 1,09 г/см3.
Темный цвет электролита может свидетельствовать об осыпании пластин АкБ. Нужно замерить его плотность при помощи все того же ариометра, проверить уровень жидкости над пластинами. С помощью нагрузочной вилки надо произвести замер напряжения батареи без нагрузки и под ней. Если величина напряжения находится около 12,5 В, то плотность электролита должна быть 1,25 — 1,28 г/см3. Если все показатели в норме, а двигатель все равно не запускается, то причина, скорее всего, в стартере или электропроводке.
Проверить работоспособность АкБ можно и на специальном стенде, но для этого придется отправиться в автосервис. Все вышеперечисленные способы оценки работоспособности относятся только к обслуживаемым типам аккумуляторов (имеющим крышки-колпачки на корпусе), оценить же состояние необслуживаемых АкБ практически невозможно.
Как самостоятельно починить автомобильный аккумулятор?
Ремонт АкБ потребуется в следующих случаях:
- при разбухании и деформации блоков пластин;
- при повреждениях корпуса или банок;
- при замыкании пластин;
- при внутреннем разрыве сети, вызванном механическим отсоединением пластин и выводящих клемм;
- при сульфатации пластин.
При деформации пластин потребуется их полная замена, поэтому целесообразнее приобрести новый аккумулятор. Ремонт поврежденных банок выполняется путем их замены на новые либо реставрацией трещин любым доступным методом. Но такие действия тоже нельзя назвать целесообразными, так как стоимость ремонта будет равняться цене нового АкБ.
При замыкании пластин необходима их замена. Стоимость такого ремонта небольшая, но его проведение требует подготовки, так как придется работать с высокотоксичным веществом – серной кислотой. Если нет уверенности в собственных силах, то лучше доверить эту работу специалистам. При осыпании пластин помочь восстановить работоспособность батареи может их промывка дистиллированной водой. Однако, если осыпавшихся частиц слишком много, то придется приобретать новый аккумулятор.
Наиболее простой операцией по ремонту АкБ является проведение десульфатации его рабочих пластин. Для этого необходимо зарядить батарею до максимальных значений и произвести слив старого электролита. Затем следует промыть банки дистиллированной водой и залить в них на 1 час специальный чистящий раствор из аммиака и трилона. Далее надо слить раствор, опять промыть банки дистиллированной водой и залить новый электролит, после чего снова зарядить АкБ.
Какой аккумулятор выбрать для своего автомобиля?
Прежде, чем отправиться в магазин за покупкой нового аккумулятора, необходимо внимательно изучить сервисную книгу своего автомобиля. Многие автолюбители гонятся за таким показателем, как емкость АкБ, считая, что чем больше, тем лучше. Это ошибочная позиция, приобретать необходимо именно тот тип АкБ, который рекомендован заводом-изготовителем автомобиля. Дело в том, что генератор авто имеет определенные характеристики, которые рассчитаны не только на стабильную работу всех штатных электрических приборов на борту, но и на поддержание необходимого уровня заряда в аккумуляторной батарее. Таким образом, купив АкБ с большей емкостью, чем предписано производителем авто, потребитель все равно не сможет воспользоваться «лишними» ампер-часами, так как генератор все равно не сможет полностью зарядить такую батарею.
Еще одним заблуждением при выборе АкБ является ориентир на габариты, что в корне неверно, так как иногда совсем небольшие по размерам аккумуляторы имеют довольно большую емкость, все это зависит от технологий, примененных при его изготовлении. Конечно же, лучше всего покупать АкБ известных марок, давно зарекомендовавших себя на рынке. Но стоит остерегаться и недобросовестных производителей, так как популярность марки ведет к увеличению числа ее подделок, поэтому место приобретения также играет большую роль. Шансов нарваться на некачественный АкБ, купив его на развале вблизи трассы, гораздо больше, чем при покупке в известном магазине. Последний совет: при визуальном осмотре на корпусе АкБ не должно быть никаких повреждений и потеков.
Средние цены на автомобильные аккумуляторы в России и странах СНГ
Разброс цен на аккумуляторы очень широкий, и зависят они, прежде всего, от завода-изготовителя, места продажи и типа АкБ.
Стоимость на традиционный свинцовый аккумулятор обслуживаемого типа в России начинается с 1 800 рублей, чуть меньшую сумму попросят в Белоруссии и Украине – 1 500 рублей, а в Казахстане средняя цена примерно совпадает с российской. При выборе свинцового обслуживаемого АкБ необходимо ориентироваться на цену в 3000-4500 рублей, в этом случае можно не опасаться, что товар будет некачественным.
Стоимость гелевого АкБ немного выше и начинается с 5 000 рублей. Однако специалисты не рекомендуют приобретать гелевый аккумулятор дешевле, чем за 10 000 рублей, так как низкая стоимость свидетельствует о плохом качестве, о возможных проблемах в работе – долго такая батарея не проработает либо потом не зарядится нормально.
Стоит отметить, что в связи с кризисными явлениями в российской экономике и резким падением валютного курса рубля, скорее всего, стоимость АкБ иностранного производства вырастет в ближайшее время на 20-40%…
На электротранспорте является не вспомогательным источником энергии, а основным. Такие аккумуляторы принято называть тяговыми .