Как поменять колесо на автомобиле
Замена колеса автомобиля – операция, освоить которую следует каждому водителю. В первую очередь это касается тех, кто часто и много ездит по пригороду и вне населенных пунктов. В городской черте может найтись человек, который поможет Вам решить проблему (однако не факт, что найдется быстро), да и просто-напросто можно спокойно оставить автомобиль или дождаться приезда специалиста из сервиса. А вот на плохо оживленной трассе помощи можно ждать очень долго. А уж если поломка произошла в плохую погоду или ночью – ситуация и вовсе грозит затянуться надолго.
Итак, проведем подробный ликбез в данной области – рассмотрим поэтапно, как же выполняется процесс замены колеса.
С чего нужно начинать смену колеса?
Итак, представляем ситуацию: Вы пробили колесо (или утром подошли к автомобилю, и заметили, что одно из колес спущено). Неприятно, но бывает – от этого никто не застрахован.
Чаще всего прокол происходит во время поездки. Естественно, что подобная ситуация весьма опасна (особенно на высокой скорости и в оживленном потоке) – ведь управляемость автомобилем моментально ухудшается. При этом можно услышать громкий хлопок, ход машины станет жестким, и ее «поведет» в сторону проколотого колеса. В этот момент очень важно не запаниковать – управлять автомобилем все еще можно. Плавно снижаем скорость, съезжаем на обочину и останавливаемся. Даже если в этом месте остановка запрещена – у Вас произошла аварийная ситуация.
В идеале поверхность «ремонтной площадки», на которой Вы остановились, должна быть твердой и ровной – чтобы домкрат нормально стоял и не утопал в грунте (однако и это не критично – просто так будет гораздо удобнее работать). В противном случае можно решить проблему, подложив под домкрат небольшую доску (которую для таких целей лучше всего иметь в багажнике).
После успешной остановки в подходящем месте необходимо подготовить автомобиль к проведению работ, и вот с чего нужно начинать:
- Глушим двигатель.
- Включаем «аварийку».
- Выставляем знаки аварийной остановки – перед и позади автомобиля.
Вышеупомянутые пункты описаны в правилах дорожного движения – так что крайне нежелательно ними пренебрегать.
После этого нужно поставить автомобиль на «ручник», который необходимо тянуть до последнего щелчка. Для создания более надежного фиксирования можно (да и нужно!) поставить автомобиль на заднюю скорость (или в положение «Р», если у Вашего автомобиля коробка-автомат).
Теперь – все, автомобиль готов к замене, и можно приступать непосредственно к устранению неполадки.
Какие нужны инструменты для смены колес у авто?
Процедура по замене колеса не является сложной – при наличии опыта она выполняется быстро и без особых усилий. Однако для этого Вам потребуется использовать соответствующие инструменты – без них справиться с возникшей проблемой не получится. Так что обязательно храните их в багажнике и следите за их исправностью.
Список инструментов следующий:
- Запасное колесо. Самый важный пункт – если остальные инструменты могут найтись у проезжающих мимо автомобилистов, Вам, прежде всего, необходимо иметь «запаску», которая встанет на место лопнувшего колеса. Обязательно следите, чтобы она была накачанной до нужного давления и соответствовала сезону.
- Баллонный (торцевой) ключ. Необходим специально для демонтажа/монтажа колеса.
- Домкрат. Устройство, позволяющее приподнять автомобиль для замены колеса. Следите, чтобы он находится в исправном состоянии – без него справиться с задачей будет гораздо сложнее.
Помимо перечисленных выше вещей, желательно иметь в «арсенале» еще несколько предметов, которые смогут существенно упростить процесс:
- Деревянный брусок небольших размеров. Если поверхность неровная – брусок подставляется под домкрат, позволяя исправить ситуацию.
- Удлинитель для ключа. По сути – обычная труба, которая надевается на ключ, удлиняя его. Это существенно поможет при монтаже/демонтаже колеса, поскольку болты могут быть затянуты слишком туго, и вручную открутить их сможет только человек, обладающий достаточной физической силой.
- Противооткатные клинья. Устанавливаются под остальные колеса автомобиля, предотвращая его возможное движение.
- Щетка с металлической щетиной. Используется для очистки ступицы от грязи, которая на ней скопилась.
- Специальный манометр. Применяется для проверки давления воздуха в шинах.
- Пара перчаток. Не обязательно, но крайне полезно и практично.
Теперь – приступаем непосредственно к монтажу и демонтажу колеса.
Как правильно надеть новое колесо?
Прежде чем надеть «запаску», необходимо произвести демонтаж проколотого колеса. Остановившись на обочине и выставив соответствующие знаки, установите противооткатные клинья под целые колеса. После этого – можно приступать непосредственно к работе:
- Снимаем колпак, прикрывающий болты. Обычно они крепятся специальными зажимами-фиксаторами.
- «Срываем» болты на колесе, которое будем менять. Это проще сделать именно на стоящем на земле автомобиле – когда Вы поднимете его домкратом, придется прилагать больше усилий.
- Достаем из багажника «запаску». Ни в коем случае не опирайте ее об автомобиль – она может либо укатиться, либо поцарапать корпус – что не очень-то приятно.
- Устанавливаем домкрат под специально предназначенное для этого «гнездо». Это является достаточно важным нюансом – если Вы ошибетесь с местом, то Вам наверняка придется не только менять колесо, но потом еще и ехать к рихтовщику, чтобы выровнять погнутый порог.
- С помощью домкрата (вращая ручку по часовой стрелке) поднимаем автомобиль – пока необходимое колесо полностью не оторвется от поверхности.
- Полностью откручиваем послабленные (см. пункт 1) болты в диагональной последовательности (вначале делаем пару оборотов на одном, затем столько же – на противоположном).
- Снимаем колесо. Делать это необходимо двумя руками, немного приподнимая его вверх. Руки при этом следует держать по бокам колеса, а не снизу – в случае его падения (или падения автомобиля с домкрата) Вы можете получить серьезную травму.
Выбрасывать проколотое колесо не следует – просто установите его в багажник на место «запаски», и при возможности покажите специалисту на СТО: возможно, что его еще получится исправить.
Теперь – приступаем непосредственно к установке «запаски»:
- При наличии грязи на ступице – очистите ее щеткой (если она имеется в багажнике). Любое загрязнение будет ухудшать контакт колеса с барабаном – так что этот пункт является достаточно важным. Если щетки в наличии не оказалось, а грязь на ступице подручными средствами очистить не удалось – выполняйте монтаж, однако при первой же возможности (приехав домой, или по дороге заехав в автосервис) избавьтесь от грязи.
- Надеваем «запаску» и вручную наживляем болты.
- В диагональной последовательности затягиваем болты. Работайте осторожно и не прилагайте серьезных усилий – не забывайте, что автомобиль поддерживается на весу на домкрате, и сильный толчок может столкнуть его с опоры.
- Опускаем автомобиль (вращая ручку домкрата против часовой стрелки) пока колесо не окажется на земле, после чего достаем и убираем домкрат в багажник.
- С помощью ключа прочно затягиваем болты (опять-таки – в диагональной последовательности).
- Надеваем колпак (если имеется).
- С помощью манометра (если имеется) проверяем давление воздуха в колесе.
Если сомневаетесь в собственных силах (к примеру – впервые в жизни самостоятельно заменили колесо) – при первой же возможности посетите ближайшее СТО. Само собой, что до этого ездить необходимо очень осторожно.
Как заменить колесо без домкрата?
Не исключено, что домкрата в багажнике не окажется – многие люди весьма беспечны, и о необходимости подобных инструментов вспоминают только тогда, когда сами окажутся в подобной ситуации. Или же вдруг домкрат имеется, однако находится в неисправном состоянии – мало ли, какая ситуация может произойти.
Однако даже в таком случае заменить проколотое колесо можно — хотя и справиться с задачей будет сложнее. Такой вариант подойдет для более опытных водителей.
Существует два способа решения возникшей проблемы:
Первый способ смены колёс без домкрата:
Ищем два подручных предмета, размеры которых превышают размеры профиля «запаски». Это может быть камень или бревно.
- Спущенным колесом осторожно наезжаем на найденную опору.
- Второй предмет ставим под нижний рычаг подвески, как можно ближе к колесу.
- Снимаем колпак и откручиваем болты, крепящие колесо.
- Вынимаем из-под колеса предмет, на котором оно стояло, и снимаем само колесо.
- Устанавливаем «запаску» на место и закручиваем болты, не прилагая серьезных усилий (суть та же, что и при работе с домкратом – при сильных толчках автомобиль может слететь с опоры).
- Возвращаем опору под установленное колесо, а из-под рычага подвески – убираем.
- Съезжаем с опоры, после чего затягиваем болты.
Второй способ смены без домкрата:
Подойдет в тех случаях, если замену колеса можно произвести на мягком грунте.
- Ищем камень или бревно, которое может использоваться в качестве опоры под рычаг подвески.
- Установив опору, послабляем болты и выкапываем под колесом яму. Глубина должна быть достаточной, чтобы колесо повисло в воздухе, позволяя выполнить замену.
- Производим замену колеса (как описано выше). Перед установкой немного спускаем воздух из «запаски».
- Вырытую яму засыпаем землей.
- Накачиваем надетую «запаску».
- Извлекаем опору из-под рычага подвески.
- Затягиваем болты и надеваем колпак на колесо.
В случае, если накачанное колесо все равно не позволяет убрать опору из-под рычага подвески – с нее можно осторожно съехать (в случае, если меняемое колесо не было ведущим).
Возможно ли поменять колеса местами?
С помощью домкрата можно не только заменить лопнувшее колесо, но и произвести осмотр шин или поменять колеса местами (с задней оси на переднюю) – для того, чтобы покрышки спереди и сзади изнашивались равномерно. Многие опытные водители рекомендуют делать это при каждой смене сезонной «резины», а также при каждых 10 000 – 15 000 километров пробега. Такая процедура действительно позволяет существенно продлить сроки эксплуатации покрышек, замедляя их износ.
С подобной задачей можно справиться самостоятельно. Для этого лучше всего выбрать подходящее место с твердой ровной поверхностью: гараж или участок перед ним, пустое место на парковке, свободная территория у дома.
В идеале для этих целей использовать набор специальных опор (стоимость комплекта – примерно 30-50$), на которых будет висеть автомобиль во время замены. В случае отсутствия подобного набора можно использовать обычные шлакоблоки. Ни в коем случае не выполняйте данную процедуру, используя несколько домкратов – это весьма опасно.
Теперь составим примерную последовательность действий:
- Пока автомобиль стоит на земле – снимаем колпаки и послабляем болты на каждом колесе.
- Поднимая поочередно каждый угол автомобиля, установите опоры (шлакоблоки), «подвесив» автомобиль в воздухе.
- Обратите внимание на рисунок на протекторах. Он может быть направленным (в этом случае узоры на протекторе со стороны водителя будут отличаться от узоров на протекторе со стороны пассажира) и ненаправленным (в этом случае узор на протекторах будет одинаковым).
- Замена направленных протекторов выполняется соответствующим образом: переднее и заднее колеса с водительской стороны меняются местами между собой. Точно так же – и со стороны пассажира.
- Замена ненаправленных протекторов имеет другую схему: переднее колесо со стороны водителя меняется на заднее колесо со стороны пассажира (по диагонали).
- Открутите болты и снимите колеса.
- Напротив каждой оси оставьте снятые с нее болты – чтобы не перепутать.
- Производим замену (согласно с пунктами 3-5), надевая колеса на нужные оси.
- Вручную «наживляем» болты.
- В диагональной последовательности слегка подтягиваем болты ключом.
- Домкратом приподнимаем один угол автомобиля и достаем опору, после чего опускаем колесо на землю.
- Таким же способом опускаем второй угол с этой же стороны автомобиля, после чего повторяем операцию со второй стороной.
- Когда все 4 колеса автомобиля окажутся на поверхности – затягиваем болты и надеваем колпаки.
Как поменять колесо на иномарке?
Наверняка у читателя может возникнуть вопрос о том, подойдет ли вышеописанная последовательность для его автомобиля иностранного производства.
Сам процесс замены колеса, по сути, одинаков как для иномарки, так и для автомобиля российского производства. Отличаться может количество болтов, дизайн и способ крепежа диска, размер самого колеса, однако принцип будет один и тот же.
Единственный нюанс, о котором вскользь упоминалось выше – это положение рычага переключения передач. На всякий случай еще раз акцентируем на нем внимание.
Прежде чем приступать к замене, автомобиль необходимо должным образом зафиксировать. На машинах с механической КПП рычаг переключения передач требуется установить в положение заднего хода. А вот если Вы водите иномарку с автоматической коробкой передач – рычаг должен занять положение у пиктограммы «Р» (парковка).
В остальном существенные различия между заменой колеса у иномарок и у российских автомобилей – отсутствуют.