Как поменять колесо на автомобиле

Замена колеса автомобиля – операция, освоить которую следует каждому водителю. В первую очередь это касается тех, кто часто и много ездит по пригороду и вне населенных пунктов. В городской черте может найтись человек, который поможет Вам решить проблему (однако не факт, что найдется быстро), да и просто-напросто можно спокойно оставить автомобиль или дождаться приезда специалиста из сервиса. А вот на плохо оживленной трассе помощи можно ждать очень долго. А уж если поломка произошла в плохую погоду или ночью – ситуация и вовсе грозит затянуться надолго.

Итак, проведем подробный ликбез в данной области – рассмотрим поэтапно, как же выполняется процесс замены колеса.

С чего нужно начинать смену колеса?

Итак, представляем ситуацию: Вы пробили колесо (или утром подошли к автомобилю, и заметили, что одно из колес спущено). Неприятно, но бывает – от этого никто не застрахован.

Чаще всего прокол происходит во время поездки. Естественно, что подобная ситуация весьма опасна (особенно на высокой скорости и в оживленном потоке) – ведь управляемость автомобилем моментально ухудшается. При этом можно услышать громкий хлопок, ход машины станет жестким, и ее «поведет» в сторону проколотого колеса. В этот момент очень важно не запаниковать – управлять автомобилем все еще можно. Плавно снижаем скорость, съезжаем на обочину и останавливаемся. Даже если в этом месте остановка запрещена – у Вас произошла аварийная ситуация.

В идеале поверхность «ремонтной площадки», на которой Вы остановились, должна быть твердой и ровной – чтобы домкрат нормально стоял и не утопал в грунте (однако и это не критично – просто так будет гораздо удобнее работать). В противном случае можно решить проблему, подложив под домкрат небольшую доску (которую для таких целей лучше всего иметь в багажнике).

После успешной остановки в подходящем месте необходимо подготовить автомобиль к проведению работ, и вот с чего нужно начинать:

  1. Глушим двигатель.
  2. Включаем «аварийку».
  3. Выставляем знаки аварийной остановки – перед и позади автомобиля.

Вышеупомянутые пункты описаны в правилах дорожного движения – так что крайне нежелательно ними пренебрегать.

После этого нужно поставить автомобиль на «ручник», который необходимо тянуть до последнего щелчка. Для создания более надежного фиксирования можно (да и нужно!) поставить автомобиль на заднюю скорость (или в положение «Р», если у Вашего автомобиля коробка-автомат).

Теперь – все, автомобиль готов к замене, и можно приступать непосредственно к устранению неполадки.

Какие нужны инструменты для смены колес у авто?

Процедура по замене колеса не является сложной – при наличии опыта она выполняется быстро и без особых усилий. Однако для этого Вам потребуется использовать соответствующие инструменты – без них справиться с возникшей проблемой не получится. Так что обязательно храните их в багажнике и следите за их исправностью.

Список инструментов следующий:

  1. Запасное колесо. Самый важный пункт – если остальные инструменты могут найтись у проезжающих мимо автомобилистов, Вам, прежде всего, необходимо иметь «запаску», которая встанет на место лопнувшего колеса. Обязательно следите, чтобы она была накачанной до нужного давления и соответствовала сезону.
  2. Баллонный (торцевой) ключ. Необходим специально для демонтажа/монтажа колеса.
  3. Домкрат. Устройство, позволяющее приподнять автомобиль для замены колеса. Следите, чтобы он находится в исправном состоянии – без него справиться с задачей будет гораздо сложнее.

Помимо перечисленных выше вещей, желательно иметь в «арсенале» еще несколько предметов, которые смогут существенно упростить процесс:

  1. Деревянный брусок небольших размеров. Если поверхность неровная – брусок подставляется под домкрат, позволяя исправить ситуацию.
  2. Удлинитель для ключа. По сути – обычная труба, которая надевается на ключ, удлиняя его. Это существенно поможет при монтаже/демонтаже колеса, поскольку болты могут быть затянуты слишком туго, и вручную открутить их сможет только человек, обладающий достаточной физической силой.
  3. Противооткатные клинья. Устанавливаются под остальные колеса автомобиля, предотвращая его возможное движение.
  4. Щетка с металлической щетиной. Используется для очистки ступицы от грязи, которая на ней скопилась.
  5. Специальный манометр. Применяется для проверки давления воздуха в шинах.
  6. Пара перчаток. Не обязательно, но крайне полезно и практично.

Теперь – приступаем непосредственно к монтажу и демонтажу колеса.

Как правильно надеть новое колесо?

Прежде чем надеть «запаску», необходимо произвести демонтаж проколотого колеса. Остановившись на обочине и выставив соответствующие знаки, установите противооткатные клинья под целые колеса. После этого – можно приступать непосредственно к работе:

  1. Снимаем колпак, прикрывающий болты. Обычно они крепятся специальными зажимами-фиксаторами.
  2. «Срываем» болты на колесе, которое будем менять. Это проще сделать именно на стоящем на земле автомобиле – когда Вы поднимете его домкратом, придется прилагать больше усилий.
  3. Достаем из багажника «запаску». Ни в коем случае не опирайте ее об автомобиль – она может либо укатиться, либо поцарапать корпус – что не очень-то приятно.
  4. Устанавливаем домкрат под специально предназначенное для этого «гнездо». Это является достаточно важным нюансом – если Вы ошибетесь с местом, то Вам наверняка придется не только менять колесо, но потом еще и ехать к рихтовщику, чтобы выровнять погнутый порог.
  5. С помощью домкрата (вращая ручку по часовой стрелке) поднимаем автомобиль – пока необходимое колесо полностью не оторвется от поверхности.
  6. Полностью откручиваем послабленные (см. пункт 1) болты в диагональной последовательности (вначале делаем пару оборотов на одном, затем столько же – на противоположном).
  7. Снимаем колесо. Делать это необходимо двумя руками, немного приподнимая его вверх. Руки при этом следует держать по бокам колеса, а не снизу – в случае его падения (или падения автомобиля с домкрата) Вы можете получить серьезную травму.

Выбрасывать проколотое колесо не следует – просто установите его в багажник на место «запаски», и при возможности покажите специалисту на СТО: возможно, что его еще получится исправить.

Теперь – приступаем непосредственно к установке «запаски»:

  1. При наличии грязи на ступице – очистите ее щеткой (если она имеется в багажнике). Любое загрязнение будет ухудшать контакт колеса с барабаном – так что этот пункт является достаточно важным. Если щетки в наличии не оказалось, а грязь на ступице подручными средствами очистить не удалось – выполняйте монтаж, однако при первой же возможности (приехав домой, или по дороге заехав в автосервис) избавьтесь от грязи.
  2. Надеваем «запаску» и вручную наживляем болты.
  3. В диагональной последовательности затягиваем болты. Работайте осторожно и не прилагайте серьезных усилий – не забывайте, что автомобиль поддерживается на весу на домкрате, и сильный толчок может столкнуть его с опоры.
  4. Опускаем автомобиль (вращая ручку домкрата против часовой стрелки) пока колесо не окажется на земле, после чего достаем и убираем домкрат в багажник.
  5. С помощью ключа прочно затягиваем болты (опять-таки – в диагональной последовательности).
  6. Надеваем колпак (если имеется).
  7. С помощью манометра (если имеется) проверяем давление воздуха в колесе.

Если сомневаетесь в собственных силах (к примеру – впервые в жизни самостоятельно заменили колесо) – при первой же возможности посетите ближайшее СТО. Само собой, что до этого ездить необходимо очень осторожно.

Как заменить колесо без домкрата?

Не исключено, что домкрата в багажнике не окажется – многие люди весьма беспечны, и о необходимости подобных инструментов вспоминают только тогда, когда сами окажутся в подобной ситуации. Или же вдруг домкрат имеется, однако находится в неисправном состоянии – мало ли, какая ситуация может произойти.

Однако даже в таком случае заменить проколотое колесо можно — хотя и справиться с задачей будет сложнее. Такой вариант подойдет для более опытных водителей.

Существует два способа решения возникшей проблемы:

Первый способ смены колёс без домкрата:

Ищем два подручных предмета, размеры которых превышают размеры профиля «запаски». Это может быть камень или бревно.

  1. Спущенным колесом осторожно наезжаем на найденную опору.
  2. Второй предмет ставим под нижний рычаг подвески, как можно ближе к колесу.
  3. Снимаем колпак и откручиваем болты, крепящие колесо.
  4. Вынимаем из-под колеса предмет, на котором оно стояло, и снимаем само колесо.
  5. Устанавливаем «запаску» на место и закручиваем болты, не прилагая серьезных усилий (суть та же, что и при работе с домкратом – при сильных толчках автомобиль может слететь с опоры).
  6. Возвращаем опору под установленное колесо, а из-под рычага подвески – убираем.
  7. Съезжаем с опоры, после чего затягиваем болты.

Второй способ смены без домкрата:

Подойдет в тех случаях, если замену колеса можно произвести на мягком грунте.

  1. Ищем камень или бревно, которое может использоваться в качестве опоры под рычаг подвески.
  2. Установив опору, послабляем болты и выкапываем под колесом яму. Глубина должна быть достаточной, чтобы колесо повисло в воздухе, позволяя выполнить замену.
  3. Производим замену колеса (как описано выше). Перед установкой немного спускаем воздух из «запаски».
  4. Вырытую яму засыпаем землей.
  5. Накачиваем надетую «запаску».
  6. Извлекаем опору из-под рычага подвески.
  7. Затягиваем болты и надеваем колпак на колесо.

В случае, если накачанное колесо все равно не позволяет убрать опору из-под рычага подвески – с нее можно осторожно съехать (в случае, если меняемое колесо не было ведущим).

Возможно ли поменять колеса местами?

С помощью домкрата можно не только заменить лопнувшее колесо, но и произвести осмотр шин или поменять колеса местами (с задней оси на переднюю) – для того, чтобы покрышки спереди и сзади изнашивались равномерно. Многие опытные водители рекомендуют делать это при каждой смене сезонной «резины», а также при каждых 10 000 – 15 000 километров пробега. Такая процедура действительно позволяет существенно продлить сроки эксплуатации покрышек, замедляя их износ.

С подобной задачей можно справиться самостоятельно. Для этого лучше всего выбрать подходящее место с твердой ровной поверхностью: гараж или участок перед ним, пустое место на парковке, свободная территория у дома.

В идеале для этих целей использовать набор специальных опор (стоимость комплекта – примерно 30-50$), на которых будет висеть автомобиль во время замены. В случае отсутствия подобного набора можно использовать обычные шлакоблоки. Ни в коем случае не выполняйте данную процедуру, используя несколько домкратов – это весьма опасно.

Теперь составим примерную последовательность действий:

  1. Пока автомобиль стоит на земле – снимаем колпаки и послабляем болты на каждом колесе.
  2. Поднимая поочередно каждый угол автомобиля, установите опоры (шлакоблоки), «подвесив» автомобиль в воздухе.
  3. Обратите внимание на рисунок на протекторах. Он может быть направленным (в этом случае узоры на протекторе со стороны водителя будут отличаться от узоров на протекторе со стороны пассажира) и ненаправленным (в этом случае узор на протекторах будет одинаковым).
  4. Замена направленных протекторов выполняется соответствующим образом: переднее и заднее колеса с водительской стороны меняются местами между собой. Точно так же – и со стороны пассажира.
  5. Замена ненаправленных протекторов имеет другую схему: переднее колесо со стороны водителя меняется на заднее колесо со стороны пассажира (по диагонали).
  6. Открутите болты и снимите колеса.
  7. Напротив каждой оси оставьте снятые с нее болты – чтобы не перепутать.
  8. Производим замену (согласно с пунктами 3-5), надевая колеса на нужные оси.
  9. Вручную «наживляем» болты.
  10. В диагональной последовательности слегка подтягиваем болты ключом.
  11. Домкратом приподнимаем один угол автомобиля и достаем опору, после чего опускаем колесо на землю.
  12. Таким же способом опускаем второй угол с этой же стороны автомобиля, после чего повторяем операцию со второй стороной.
  13. Когда все 4 колеса автомобиля окажутся на поверхности – затягиваем болты и надеваем колпаки.

Как поменять колесо на иномарке?

Наверняка у читателя может возникнуть вопрос о том, подойдет ли вышеописанная последовательность для его автомобиля иностранного производства.

Сам процесс замены колеса, по сути, одинаков как для иномарки, так и для автомобиля российского производства. Отличаться может количество болтов, дизайн и способ крепежа диска, размер самого колеса, однако принцип будет один и тот же.

Единственный нюанс, о котором вскользь упоминалось выше – это положение рычага переключения передач. На всякий случай еще раз акцентируем на нем внимание.

Прежде чем приступать к замене, автомобиль необходимо должным образом зафиксировать. На машинах с механической КПП рычаг переключения передач требуется установить в положение заднего хода. А вот если Вы водите иномарку с автоматической коробкой передач – рычаг должен занять положение у пиктограммы «Р» (парковка).

В остальном существенные различия между заменой колеса у иномарок и у российских автомобилей – отсутствуют.

Похожие записи

Добавить комментарий